Эксплуатация мостовых кранов

Мостовые краны, управляемые с пола посредством кнопочного или дистанционного пультов управления, поз­воляют механизировать и облегчить труд персо­нала. Вместе с тем они являются достаточно распостраненым ис­точником травматизма.

Основными норма­тивными документами регулирования в данной сфере являют: 

•  ГОСТ 7890-93 «Краны мостовые однобалочные подвесные. Технические условия»;

•  ГОСТ 22045-89 «Краны мостовые электрические   однобалочные   опор­ные. Технические условия»;

•  ПБ 10-382-00 «Правила устройс­тва и безопасной эксплуатации грузопо­дъемных кранов»

•  РД 50-48-0075.03.05 «Рекоменда­ции по устройству и безопасной эксплу­атации надземных крановых путей».

В условиях современной экономики(особенно в сфере малого и среднего бизнеса), выполнения технологических операций производится кранами с истекшим нормативным сроком службы(срок их эксплу­атации превышает 15-20 лет и более)

Работодатели в  целях экономии средств по замене устаревшей грузоподъемной техники продолжают ее экс­плуатировать без надлежащего соблю­дения требований нормативных документов в сфере промышленной безопасностии, мотивируя это тем, что данные краны не требуют регистрации в органах Ростехнад­зора и что выполнение требований в полном объеме не всегда обязательно. Забывая о своей персо­нальной ответственности за соблюде­ние требований охраны труда, установ­ленной в статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.12.10 № 1160, утвердившим Положение о разработке, утверждении и изменении норматив­ных правовых актов, содержащих госу­дарственные нормативные требования охраны труда, ГОСТы, нормативные правовые акты, изданные надзорными органами и не являются нормативно правовым актам, содержащим госу­дарственные нормативные требования охраны труда. В этой ситуации должностные лица гос. инспекций труда не имеют юридических оснований кон­тролировать состояние грузоподъем­ных кранов так как не наделены полномочиями осуществлять контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов.

В данный момент происходит практически полное отсутствие контроля за безопасной эксплуатацией грузопо­дъемных кранов, не подлежащих ре­гистрации  в органах Ростехнадзора. Что является одной из причин повышенного травматизма при эксплуатации данных технических устройтсв.

Требования по безопасной эксплу­атации грузоподъемных кранов, в том числе управляемых с пола, помимо вышеуказыных нормативных документах присутствуют также в РД 10-112-5-09 «Методические рекомендации по экспертному обследованию грузоподъ­емных машин. Ч. 5. Краны мостовые и козловые». Соблюдение которых является обязательным для владельцев грузоподъемных кранов  , независимо  от формы собственности организаций.

Перечень документации наличие которой обязан обеспечить владелец крана:

 • эксплуатационная документация на кран завода-изготовителя;

•   приказ по организации техни­ческого надзора;

•  приказ о назначении лиц и об­служивающего персонала, а так же лиц ответс­твенных за безопасную работу кранов и исправное состояние

•  должностные и производствен­ные инструкции

•  графики тех. освиде­тельствований и ППР

•  оформленый допуск и стажировка ослуживающего персонала

•  журнал регистрации  выдачи должностных и производственных инс­трукций

•  журнал осмотра съемных грузозахватных приспособлений

•  жур­нала осмотра крановых путей

•  журна­л учета периодических проверок знаний обслуживающего персонала

•  журнал регистрации инструктажей

•  акты проверки сопротивления изоляции и защитного заземления;

•  схемы строповки грузов