Инструкция по охране труда водителя грузового автомобиля-трейлера

Настоящая инструкция разработана с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, а также межотраслевых правил по охране труда и предназначена для водителя грузового автомобиля-трейлера при выполнении им работ согласно профессии и квалификации с учетом условий его работы в конкретной организации.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. К самостоятельной работе на трейлере допускаются лица, прошедшие:

- вводный инструктаж;

- инструктаж по пожарной безопасности;

- первичный инструктаж на рабочем месте;

- инструктаж по электробезопасности на рабочем месте.

Для выполнения обязанностей водителя трейлера допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления данной категорией транспорта, не имеющие медицинских противопоказаний для данной профессии, достигшие 18-летнего возраста.

1.2. Водитель трейлера должен проходить:

- повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте не реже, чем через каждые три месяца;

- внеплановый инструктаж при изменении технологического процесса или правил по охране труда, замене или модернизации грузового трейлера, приспособлений и инструмента, изменении условий и организации труда, при нарушениях инструкций по охране труда, перерывах в работе более чем на 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности, - 30 календарных дней);

- диспансерный медицинский осмотр - ежегодно.

1.3. Водитель трейлера обязан:

- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные работодателем;

- соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;

- соблюдать требования эксплуатации трейлера;

- использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной защиты.

1.4. При оформлении водителя на работу за ним должен быть закреплен определенный трейлер приказом работодателя.

1.5. После зачисления на работу водитель обязан принять трейлер по акту и выполнять только ту работу, которая поручена работодателем.

1.6. Водитель должен:

- уметь оказывать первую (доврачебную) помощь пострадавшему при несчастном случае;

- иметь на машине медицинскую аптечку для оказания первой (доврачебной) помощи, первичные средства пожаротушения;

- выполнять только порученную работу и не передавать ее другим без разрешения начальника транспортного участка;

- во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе;

- содержать рабочее место в чистоте и порядке.

1.7. Водитель должен знать и соблюдать правила личной гигиены; принимать пищу, курить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах; Пить воду только из специально предназначенных для этого установок.

1.8. При обнаружении неисправностей трейлера, приспособлений, инструментов и других недостатках или опасности на рабочем месте водитель обязан немедленно остановить трейлер. Продолжать работу на трейлере разрешается только после устранения замеченных недостатков.

1.9. При обнаружении загорания или в случае пожара:

- остановить трейлер, выключить зажигание, перекрыть краны бензопровода и горюче-смазочных материалов;

- приступить к тушению пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения в соответствии с инструкцией по пожарной безопасности. При угрозе жизни - покинуть трейлер.

1.10. За невыполнение требований безопасности, изложенных в настоящей инструкции, водитель несет ответственность согласно действующему законодательству.

1.11. Водитель пользуется средствами индивидуальной защиты (далее - "СИЗ") в соответствии с Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н. Выдаваемые работникам средства индивидуальной защиты должны соответствовать характеру и условиям работы и обеспечивать безопасность труда. Не допускаются приобретение и выдача работникам средств индивидуальной защиты без сертификата соответствия.

Характеристика выданных СИЗ (номенклатура, срок выдачи и нормы соответствия) устанавливается из личных карточек работников, занятых на определенном рабочем месте.

Нормативные номенклатура и сроки выдачи СИЗ определяются согласно Типовым отраслевым нормам бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ.

1.12. Основными опасными и вредными производственными факторами являются:

- движущиеся и вращающиеся детали и узлы трейлера;

- горячие поверхности двигателя, системы охлаждения, глушителя и т. п.;

- отработанные газы в результате сгорания горюче-смазочных материалов;

- столкновение с другим транспортным средством или наезд на людей;

- падение груза при погрузочно-разгрузочных работах и транспортировке его.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Убедиться в исправности и надеть исправную специальную одежду, застегнув ее на все пуговицы, волосы убрать под головной убор.

2.2. Внешним осмотром убедиться в полной исправности трейлера и проверить:

- техническое состояние трейлера и прицепа, обращая особое внимание на исправность шин, тормозной системы, рулевого управления, сцепных устройств трейлера, приборов освещения и сигнализации, стеклоочистителей, на правильную установку зеркала заднего вида, чистоту и видимость номерных знаков и дублирующих их надписей;

- отсутствие подтекания топлива, масла и воды, а у газобаллонного трейлера - на герметичность газовой аппаратуры и магистралей;

- давление воздуха в шинах в соответствии с нормами;

- наличие исправного инструмента и приспособлений;

- заправку трейлера топливом, маслом, водой, тормозной жидкостью и уровень электролита в аккумуляторной батарее.

2.3. Пуск непрогретого двигателя производить с помощью пусковой рукоятки при нейтральном положении рычага коробки передач. Брать рукоятку в обхват или применять какие-либо рычаги, действующие на нее, не допускается.

2.4. После запуска или прогрева двигателя необходимо проверить на ходу работу рулевого управления и тормозов, работу стоп-сигнала, поворотов, освещения, а также звуковой сигнал.

2.5. В случае обнаружения неисправностей на линию не выезжать до полного их устранения и сообщить об этом администрации автотранспортного отдела.

2.6. Заправку трейлера топливом производить после остановки двигателя.

2.7. При работе трейлера на этилированном бензине соблюдать следующие правила:

- операции по приемке, заправке трейлера и перекачке этилированного бензина производить механизированным способом, находясь с наветренной стороны трейлера;

- продувку бензосистемы производить насосом;

- при попадании этилированного бензина на руки обмыть их керосином, а затем теплой водой с мылом;

- в случае попадания этилированного бензина в глаза немедленно промыть глаза водой и обратиться за медицинской помощью.

2.8. Открывать крышку радиатора следует после охлаждения двигателя, оберегать руки и лицо от ожогов.

2.9. С целью повышения безопасности соединение трейлера с прицепом должно быть посредством жесткого дышла, закрепленного на раме трейлера шкворня с гайкой. Шкворень соединять с дышлом так, чтобы оно могло свободно поворачиваться; ось дышла прицепа при горизонтальном его положении должна быть на одном уровне со шкворнем.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Прежде чем начать движение с места остановки (стоянки) или выехать из гаража, убедиться, что это безопасно для рабочих и других посторонних лиц, и подать предупредительный сигнал.

3.2. Быть внимательным и осторожным при движении задним ходом. При недостаточной обзорности или видимости следует воспользоваться помощью другого лица.

3.3. Скорость движения выбирать с учетом дорожных условий, видимости и обзорности, интенсивности и характера движения транспортных средств и пешеходов, особенностей и состояния трейлера и перевозимого груза.

3.4. Выполнять требования безопасности движения и указания регулировщиков дорожного движения в соответствии с Правилами дорожного движения (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения").

3.5. Оставлять трейлер разрешается только после принятия мер, исключающих возможность его движения во время отсутствия водителя.

3.6. При ремонте трейлера на линии соблюдать следующие меры предосторожности: съехать на обочину дороги, включить задний свет при плохой видимости, остановить трейлер с помощью стояночной тормозной системы, включить первую передачу, подложить под колеса упоры. При работе на обочине под трейлером находиться с противоположной стороны проезжей части. Не допускать к ремонту трейлера лиц, не имеющих на это право (грузчиков, сопровождающих, пассажиров и т. д.).

3.7. Перед погрузочно-разгрузочными работами трейлер следует поставить на тормоз с помощью стояночной тормозной системы и включить первую передачу или задний ход на весь период выполнения работ.

3.8. При механизированной погрузке на трейлер крупногабаритных грузов или погрузке экскаватором находиться в кузове или кабине трейлера не разрешается.

3.9. Подавать трейлер на погрузочно-разгрузочную эстакаду, если на ней есть ограждения или отбойный брус.

3.10. При расцепке прицепов подкладывать под колеса деревянные башмаки, а под дышло - упорную штангу. В случае если водитель или лица, сопровождающие трейлер, при тех или иных обстоятельствах работы ставятся в условия, опасные для жизни и здоровья, немедленно остановить работу, сообщить об этом администрации транспортного отдела.

3.11. Водителю не разрешается:

- управлять трейлером в состоянии алкогольного (токсического) опьянения или под воздействием наркотических средств;

- выезжать в рейс в болезненном состоянии или при такой степени утомления, которая может повлиять на безопасность движения;

- при стоянке трейлера спать и отдыхать в кабине при работающем двигателе или заводить двигатель для обогрева кабины; передавать управление трейлером посторонним лицам;

- производить техническое обслуживание и ремонт трейлера во время погрузки и разгрузки;

- перевозить пассажиров на трейлере, не оборудованном для перевозки людей, а также провозить в кабине людей свыше установленной нормы для данного типа трейлера;

- выполнять буксировку трейлера с целью пуска двигателя;

- подогревать двигатель открытым пламенем;

- протирать двигатель ветошью, смоченной бензином, и курить в непосредственной близости от системы питания двигателя и топливных баков.

3.12. При постановке трейлера на пост технического обслуживания, не имеющего принудительного перемещения, или ремонт, затянуть рычаг стояночной тормозной системы и включить первую передачу. Вывесить на рулевое колесо табличку "Двигатель не пускать! Работают люди!".

3.13. При ремонте трейлера содержать рабочее место в чистоте и не загромождать посторонними предметами. Сливать масло и воду только в специальную тару.

3.14. Подъем трейлера домкратом производить без перекосов (домкрат должен стоять вертикально, опираться на грунт всей плоскостью подошвы, головка домкрата должна упираться всей плоскостью в ось или в специально фиксированное место, при мягком грунте под домкрат подложить доску, под остальные колеса подложить башмаки).

3.15. Для снятия и постановки тяжелых узлов и агрегатов пользоваться подъемно-транспортными средствами, не превышая максимальную грузоподъемность этих средств.

3.16. На разборочно-сборочных работах применять только исправные приспособления и инструмент. Трудно отвертываемые гайки смочить керосином, а потом отвернуть ключом.

3.17. Проверять совпадение отверстия ушка рессоры и серьги только при помощи бородка.

3.18. Подтягивать ремень вентилятора, проверять крепление водяного насоса и подтягивать сальники только после полной остановки двигателя.

3.19. Работы, связанные с заменой и перестановкой шин, рессор, выполнять только после того, как трейлер будет установлен на козелки.

3.20. Демонтаж шины с диска колеса осуществлять при помощи съемника, накачивать шины в предохранительном устройстве. При накачке шин на линии колесо укладывать замочным кольцом к земле.

3.21. При перевозке на трейлере тракторов или бульдозеров переезд через мост, предельно допустимая нагрузка которого не указана, разрешается только после согласования с организацией, в ведении которой находиться мост.

3.22. В случае вынужденной остановки на дороге машину следует оградить днем - красными флажками, ночью - красными фонарями.

3.23. Все работы, связанные с перевозкой машин, выполняет бригада такелажников.

3.24. На время перевозки в состав бригады такелажников входит водитель тягача, который является ответственным за безопасное передвижение трейлера и в своей работе руководствуется правилами техники безопасности для автотранспорта.

3.25. Перевозить машины во время гололеда или при крутых подъемах можно только под руководством вышестоящего руководителя и при дополнительном выделении трактора.

3.26. Во время движения трейлера запрещаются резкие повороты, обгон движущегося автотранспорта и превышение разрешенной скорости. Трейлер должен быть сцеплен с тягачом жестким буксиром.

3.27. Перевозка машин под высоковольтными линиями электропередач разрешается только под наблюдением ИТР.

3.28. Для перевозки машин на трейлере необходимо вкатывать их на транспортное средство при помощи лебедки или собственным ходом по наклонным направляющим брусьям, уложенным настилам. У трейлера их следует устанавливать в задней торцевой части. Брусья должны быть достаточно прочны, надежно закреплены и правильно уложены.

3.29. Въезд надо устраивать в виде шпального участка с уклоном не более 15 градусов. Настил должен быть хорошо скреплен скобами.

3.30. Во время погрузки-разгрузки машин необходимо следить за тем, чтобы:

- автотягач и трейлер были поставлены на тормоза, а под колесами были прокладки;

- место погрузки было расчищено и освобождено от посторонних предметов;

- вблизи не было линий электропередач;

- место погрузки было хорошо освещено;

- установленная шпальная клетка соответствовала размерам и весу погружаемой машины;

- в зоне погрузки машины не было посторонних людей.

3.31. Погруженная на трейлер машина должна быть прочно укреплена упорами и проволокой диаметром не менее 6 мм.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан действовать в соответствии с пунктом 2.5 Правил дорожного движения (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения") и немедленно сообщить о случившемся непосредственному руководителю.

4.2. Неисправную машину брать на буксир при помощи специальных приспособлений можно после разрешения инспектора ГИБДД.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. После возвращения с линии совместно с механиком транспортного отдела проверить трейлер. В случае необходимости составить заявку на текущий ремонт с перечнем неисправностей, подлежащих устранению.

5.2. Трейлер очистить от грязи и пыли, поставить в установленное место, убедиться в том, что нет возможности возникновения пожара и затянуть рычаг стояночной тормозной системы.

5.3. Сдать путевой лист диспетчеру или ответственному лицу.

5.4. Снять и убрать специальную одежду в шкаф, вымыть руки и лицо с мылом, принять душ. Применять для мытья химические вещества запрещается.