Ошибки в обучении оказанию первой помощи

С этим вопросом мы обратились к заведующему кафедрой медицины и психологии экстремальных ситуаций Московского института медико-социальной реабилитологии, академику Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МА-НЭБ), члену Федерального экспертного Совета безопасности жизнедеятельности Министерства общего и профессионального образования России Валерию Георгиевичу Бубнову.

В течение ближайших лет будет продолжаться использование крайне обветшалой производственной базы, морально и физически устаревшего оборудования, на замену и ремонт которого нет средств. Такое положение неизбежно приведет к значительному росту несчастных случаев и чрезвычайных ситуаций на производстве.

Для снижения числа смертельных исходов и тяжести увечий необходимо:

•  обучить   в   сжатые   сроки весь персонал опасных видов производства    и    транспорта навыкам поведения и оказания первой  помощи  в экстремальных ситуациях,

•  оснастить      здравпункты предприятий  аптечками  и  медицинским       оборудованием, соответствующими  современным    требованиям    оказания первой помощи на месте происшествия.

Задача действительно не простая, как может показаться на первый взгляд. Конечно, во многом запущенность проблемы заключается в отсутствии должного финансирования, но вливание лишь денежных масс не сдвинет вопрос с места даже на шаг.

Поверьте моему опыту: дорогие тренажеры и учебные пособия будут пылиться на складах, а компьютеры - использоваться для самых различных целей, а не для обучения навыкам первой помощи,

Основное, что мешает решить проблему - это, уже ставший традиционным, формализм, как в обучении, так и в использовании этих навыков.

Формализм в обучение

Вспомните массовые лекции санпросвета, когда несколько бабулек-сандружинниц мирно посапывали под заунывную речь лектора или беготню с носилками в противогазах на учениях ГО. Объем навыков санинструктора заключался в наложении чуть ли не 50 видов повязок, жгута и транспортной шины. В условиях Великой Отечественной войны такой подход был весьма адекватным. В эпоху массовых ранений и отсутствия антибиотиков даже небольшая ссадина могла привести к гангрене. В наши дни актуальность наложения повязки носит больше эстетический характер. Логика оказания первой помощи в условиях военного времени не приемлема в мирное время.

На войне спасают того, кому проще оказать помощь. Реанимация на поле боя просто не реальна. Основная же задача оказания первой помощи при несчастном случае на производстве - сохранить жизнь каждого человека до прибытия спасательных служб, использовать любой шанс для его спасения.

Типичные ошибки в обучение

Некоторые структуры попытались проводить обучение своих специалистов в медицинских академиях с использованием методик подготовки медицинского персонала. Но даже подробное изучение анатомии, физиологии и патогенеза, посещение моргов и отделений реанимации не могут дать человеку без медицинского образования самого главного -привить за один месяц мировоззрение медицинского работника, воспитать сознание профессионального медика. Знать навыки оказания первой помощи - еще не значит суметь ими воспользоваться в экстремальной ситуации.

Увидеть умирающего, окровавленного пострадавшего, и тем более своего сослуживца и товарища - колоссальный стресс для каждого человека. Любой из нас, оказавшийся в толпе очевидцев, испытывает как минимум четыре страха, которые не позволят приступить к оказанию помощи.

Страх первый: «Я боюсь навредить. Он может умереть по моей вине».

Страх второй: «Пострадавшего я почти не знаю, поэтому боюсь заразиться СПИДом, гепатитом, сифилисом и др.». (Этот страх наиболее сильный, потому что речь идет не только о собственном здоровье и жизни, но и о безопасности близких.)

Страх третий: «Почему именно я должен подойти первым, что я самый умный, самый... Ведь именно мои действия будут осуждаться, именно я должен буду принимать решения и понесу всю тяжесть ответственности».

Страх четвертый: «Если пострадавший лежит без признаков жизни, а я не смог его оживить, то мне придется оправдываться, что я его не убил».

Чтобы человек смог преодолеть свой страх необходимо вложить в его руки и сознание уверенность в своих действиях. Для этого требуется уйти от формализма, как в учебном процессе, так и в методиках оказания первой помощи.

Первый шаг в преодолении формализма - научить сотрудника не паниковать в экстремальной ситуации.

Элементы психологии поведения в экстремальной ситуации, действия в толпе и среди сослуживцев, взаимосвязи начальника и подчиненного, правила выбора тактики и алгоритма действий - неизбежные вопросы, без решения которых практически нельзя приступить к оказанию первой помощи в ЧС. Вот почему обучение должно строиться в виде проблемных и игровых занятий с проигрыванием самых различных ситуаций несчастного случая на производстве.

Основная цель подобных занятий - отработать тактику поведения, способы быстрого сбора информации о ЧП, схемы и очередность оповещения спасательных служб и администрации, а главное - научиться мобилизовывать все силы и принимать наиболее рациональные решения в экстремальной ситуации.

Второй шаг в преодолении формализма - запретить конспектировать.

Для проведения занятий не обязательно использовать традиционные учебные аудитории. Напротив, парты и столы будут только мешать. Слушателям следует запретить конспектировать. Когда человек много пишет - это еще не значит, что он много знает. К тому же, в одной группе зачастую оказываются ветеран производства и совсем юный сотрудник. Пенсионер будет с трудом успевать записывать, и это унижает его до уровня первоклассника. Юнцу вообще ничего не надо. Как результат - тот и другой сделают все возможное, чтобы не посещать подобные занятия. Но как только на занятии зайдет речь о реальных событиях, где каждый сможет высказать свое мнение или задать вопрос, то занятия превратятся в место интересного общения.

Третий шаг ухода от формализма - отрабатывать тактику и навыки действий в максимально приближенных к реальности несчастного случая условиях.

Достаточно даже условно сымитировать площадку места происшествия, выбрать наиболее типичную для данного производства ситуацию несчастного случая, чтобы включить в обсуждение всю аудиторию, заставить каждого человека принимать те или иные решения в выборе тактики поведения и действий. Вот тогда, ох как пригодится профессиональный и жизненный опыт ветерана! В подавляющем числе своих примеров он будет вспоминать негативный опыт. Цена такого опыта – человеческая жизнь, жизнь его товарища или друга. Такие откровения заставят задуматься самого ветреного юнца. Именно на подобных занятиях слушатель приобретает профессионализм действий, который в жизни достигается с годами и ценой непоправимых ошибок.

Четвертый шаг ухода от формализма - взять на вооружение только те методики оказания первой помощи, которые реально может применить любой сотрудник.

Насколько подвергает свою жизнь и здоровье каждый из нас, производя дыхание способом изо рта в рот можно долго не объяснять. Как он потом объяснит своей семье и близким зачем он заразил их СПИДом, сифилисом или гепатитом? Поэтому все методики сердечно-легочной реанимации, следующие кем-то придуманному правилу: «Если не сделать вдоха искусственного дыхания, то не имеет смысла приступать к непрямому массажу сердца, а по сути, отказать умирающему в помощи» -заставляют человека из двух зол выбирать меньшее.

Лучше пройти мимо лежащего на земле человека, чем иметь столько неприятностей. Поэтому, если комплекс реанимации начать с удара по грудине и непрямого массажа сердца, то это уже использовать шанс на спасение и не нарушать соответствующей статьи Уголовного Кодекса.

Пятый шаг - оснащать аптечки и здравпункты только теми жгутами, шинами, средствами щадящей иммобилизации и транспортировки, использованием которых обучен каждый сотрудник.

Причем комплектация аптечки должна соответствовать задачам оказания помощи. Интересно было бы посмотреть, чем именно будут оказывать помощь при автодорожном происшествии те специалисты, которые утвердили состав аптечки ГИБДД. Поэтому определяющим в составе аптечек будут средства оказания помощи при травмах, а уже ее разновидности - падение с высоты, поражение электрическим током, ожоги и взрывная травма определяют лишь количественное соотношение вложений.

Состав аптечки

•  дезинфицирующая     жидкость для обработки рук, маски и кожи вокруг раны,

•  маска для проведения искусственного дыхания,

•   резиновый баллончик для очищения полости рта и верхних дыхательных путей, атравматичный жгут «Альфа», складная шина «рука-нога», гипотермический пакет, бинты и лейкопластырь, противоожоговая пеленка, набор лекарственных препаратов.

Но, чтобы каждый сотрудник досконально знал содержимое аптечки и смог в любую минуту наложить жгут, шину, холод и т.п. - необходимо использовать ее в качестве учебного пособия на занятиях.

Шестой шаг - внедрить служебную инструкцию по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве.

Служебные инструкции

•   Нормативный      документ, который   дает  уверенность   в действиях  при  оказании  первой  помощи  с  четко обозначенным  кругом  компетентности  и  возможности  работника, его прав и обязанностей, последовательностью      принятия решений  и  алгоритмами действий.

•  Учебное пособие в качестве сжатого  конспекта  занятий, которые удобно изучать в любую     минуту     свободного времени.

•   Карманная памятка с элементами   экстренного   поиска информации.

Седьмой шаг - использовать для обучения навыкам сердечно-легочной реанимации современные роботы-тренажеры.

Обучить езде на велосипеде без велосипеда - абсурд. Никакая даже самая совершенная инструкция не в состоянии решить проблему обучения навыкам сердечно-легочной реанимации без тренажера. Но тренажеры тренажерам рознь. Если принести в аудиторию «слепок трупа» с вытаращенными глазами и распахнутым ртом, то вряд ли кто-либо из слушателей согласится сделать в него вдох искусственного дыхания. А если этот истукан будет оставлен на ночь на столе, то не обойдется без сердечного приступа у уборщицы.

Тренажеры

•  Внешний вид: образ симпатичной девушки или подростка.

•  Рост: не более 140 - 120 см (для удобства транспортировки в транспорте и на руках).

•  Вес: не более 15 кг (многие инструкторы - изящные девушки).

•  Оболочка  должна  соответствовать     анатомическим ориентирам    и    физическим свойствам     тела     человека. (Твердая  пластмасса, люки  и чмокающие  жабры  на  груди, носовые  ходы,  открывающиеся на спинке носа, шея с фартуком на  груди  - значительно затрудняют отработку навыков реанимации.)

•  Функции: имитация оживающего и умирающего организма  в зависимости от правильных   и   ошибочных   действий (сужение и расширение зрачков, подъем грудной клетки на вдохе, появление и исчезновение   пульса   на   сонной   артерии).

•  Питание:   автономное   от сети.

Именно такой тренажер наиболее эффективен при обучении навыкам реанимации одним человеком или для отработки действий нескольких спасателей. Он универсален в использовании как на полигонах, так и при проведении учений и соревнований, максимально приближенных к реальности.

 

Сводная таблица допущенных погрешностей на этапе оказания первой медицинской помощи

Манипуляция

Количествоисполнения

Количество допущенныхпогрешностей

Прекардиальный удар

16 ударов

0

Непрямой массажсердца

около 2 400нажатий

4 нажатия сделаны с недостаточными усилиями

Вдох искусственнойвентиля­ции легких

около 300 вдоховИВЛ

в 3-х случаях не был зажатнос, в 4-х случаяхнедостаточно запрокидыва­лась голова пострадавшего, в2-х случаях делалось больше2 вдохов ИВЛ подряд

Безопасноерасположение уча­стников реанимации

8

0

Согласованностьдействий спа­сающих

8

0

Шаг восьмойПроведение ежегодных соревнований или конкурсов профессионального мастерства с обязательным эта­пом первой медицинской по­мощи.

Категория: