Особенности страхования ОПО

В потенциально опасных зонах (с вероятностью возникновения крупных аварий) проживает свыше 60 % жителей России.

Из-за усложнения процесса добычи нефти и газа ежегодно возрастает риск возникновения ЧС, обусловленных авариями.

Годовой экономический ущерб от последствий чрезвычайных ситуаций и аварий составляет 1,5-2 % ВВП.

Общее количество опасных производственных объектов (далее ОПО) в гос реестре превышает 300 тыс.

Преобладающее большинство зарегистрированных ОПО (более 55 %) составляют объекты 3-го класса опасности, на которых отсутствуют опасные вещества, определенные Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» .

Объекты 1-го класса опасности, количество опасных веществ на которых равно или превышает количество, установленное приложением 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ, и разработка декларации промышленной безопасности, для которых является обязательной в силу указанного закона, составляют 3434 или 1,3 % общего числа ОПО. Объекты 2-го класса опасности, на которых находятся опасные вещества в меньшем количестве, чем установлено приложением № 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ составляют 129 308 или 43,7 % зарегистрированных ОПО.                                          

Федеральный  закон  от 27 июля 2010 г.№  225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской   ответственности   владельца  опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» значительно укрепляет «обязательность» страхования ответственности ОПО и расширяет его некоторые принципы: он включает в число потерпевших всех физических лиц, включая работников страхователя (положения, применяемые к потерпевшему - физическому лицу, применяются также к лицам, имеющим право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда в результате смерти потерпевшего (кормильца), жизни, здоровью и (или) имуществу которых, в том числе в связи с нарушением условий их жизнедеятельности, причинен вред в результате аварии на опасном объекте, юридических лиц, имуществу которых причинен вред в результате аварии на опасном объекте.                                      

Главное отличие Федерального закона № 225-ФЗ от Федерального закона № 116-ФЗ в том, что он направлен на увеличение страховой защиты застрахованных.                                  

15 февраля 2013 г. Государственная Дума Российской Федерации приняла поправки в Федеральный закон № 116-ФЗ. Данными поправками вводятся уточненные критерии идентификации ОПО. Исключаются непроизводственные объекты и объекты, безопасность которых обеспечивается иными формами регулирования. При этом объекты будут разделены на 4 класса опасности с учетом риска возникновения аварий, масштабов и возможных последствий. Предлагаемая классификация гармонизирована с подходами Европейского союза. В целях снижения рисков техногенных аварий и одновременного исключения избыточных требований дифференцированы методы обеспечения промышленной безопасности по классам ОПО.

Важное   значение   приобретает   страхование объектов, которое не только обеспечивает страховую защиту населения, имущества предприятий и организаций, но и создает финансовый инструмент   по   ликвидации   последствий возможных аварий, снимает финансовую нагрузку с федерального и муниципальных бюджетов на создание резервов предупредительных мероприятий для ликвидации последствий возможных аварий на опасных объектах, при этом появляется возможность направления финансовых ресурсов на решение социально значимых проблем субъекта федерации и муниципальных образований.      

Важную роль в страховании опасных объектов играет возможность страховой компании обеспечить выплаты населению, пострадавшему в результате возможной аварии на опасном объекте. Для урегулирования убытков создана единая система, в состав которой входят региональные центр урегулирования убытков (РЦУУ).

Клиенту достаточно обратиться в единый диспетчерский центр (ЕДЦ) по телефонам, указанным в полисе, с устным заявлением о страховом случае. Оператор ЕДЦ присваивает номер дела по страховому случаю, сообщает его пострадавшему и выдает рекомендации о дальнейших действиях.

По информации, полученной от ЕДЦ, департамент урегулирования убытков в автоматическом режиме готовится к подготовке выплатного дела и после получения всей необходимой информации (в соответствии с правилами страхования и договором страхования) от пострадавшего осуществляет страховую выплату. Такая организация продаж страхового продукта «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» и урегулирования убытков позволяет работать по единым стандартам оформления договоров страхования и обеспечивает замкнутый процесс продажи и урегулирование убытков.

До принятия Федерального закона № 225-ФЗ возмещение вреда, причиненного в результате аварий на ОНО, в большем объеме осуществлялось за счет средств бюджетов разных уровней и фондов Правительства Российской Федерации. Принятие данного закона позволило использовать механизмы страхования и участия страховщиков в системе защиты населения и территорий от чрезвычайных событий техногенного характера.