Репродуктивное здоровье и химическая безопасность

В современных условиях возрастает значение обмена информацией о реальной опасности и отдаленных последствиях воздействия химических веществ на здоровье человека и окружающую среду. Эта информация необходима для оценки и управления риском, в том числе для профилактических мер, осуществления медицинских мероприятий при острых и хронических воздействиях, а также действий при несчастных случаях, авариях и чрезвычайных ситуациях на производстве, в быту и в окружающей среде.

Учитывая глобализацию экономики и развитие международной кооперации, актуально создание согласованной системы химической безопасности.

Конвенции и рекомендации МОТ по химической безопасности

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию МОТ № 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде», цель которой - предупреждение несчастных случаев и повреждений здоровья, возникающих в результате работы, в ходе ее или связанных с ней, сводя к минимуму, насколько это обоснованно и

практически осуществимо, причины опасностей, свойственных производственной среде.

Вопросам химической безопасности посвящены следующие конвенции МОТ:

  • Конвенция № 139 «О борьбе с опасностью, вызванной канцерогенными веществами и агентами в производственных условиях и мерах профилактики»;
  • Конвенция № 170 «О безопасности при использовании химических веществ на производстве».

В Конвенции № 170 приведены следующие термины и положения:

а)  термин «химические вещества» означает химические элементы и соединения, как натуральные, так и искусственные смеси из них;

б)  термин «опасное химическое вещество» включает любое химическое вещество, которое классифицировано как опасное в соответствии со ст. 6 или в отношении которого соответствующая информация указывает на то, что оно опасно;

в) термин «использование химических веществ на производстве» означает любую трудовую деятельность, при которой трудящийся может подвергнуться воздействию химического вещества, включая:

  • производство химических веществ;
  • обращение с химическими веществами;
  • хранение химических веществ;
  • транспортировку химических веществ;
  • удаление и обработку отходов химических веществ;
  • выброс химических веществ в результате производственной деятельности;
  • эксплуатацию, ремонт и очистку химического оборудования и контейнеров.

Эту Конвенцию дополняет Рекомендация № 177 «О безопасности при использовании химических веществ на производстве», в которой приведены критерии классификации химических веществ.

Классификация учитывает следующие свойства:

  • токсичность, включая как острое, так и хроническое воздействие на каждый орган;
  • химические и физические свойства, в том числе такие, как воспламеняемость, взрывоопасность, окисляющая способность и опасная реактивность;
  • разъедающие и раздражающие свойства;
  • аллергическое воздействие и воздействие на чувствительность;
  • канцерогенность;
  • тератогенное и мутагенное воздействие;
  • воздействие на репродуктивную систему.

С целью безопасного применения химических веществ при их получении и использовании необходимы этикетирование и маркировка. В соответствии с существующими национальными и международными требованиями информация, которая должна содержаться на этикетке, включает: торговое название, характеристику химического вещества, реквизиты поставщика, символы опасности, характер особых рисков, связанных с использованием веществ, указание мер предосторожности и др.

Для разработки и распространения информации по оценке риска воздействия химических веществ на человека и окружающую среду Конвенцией № 170 предусмотрено создание карт данных по безопасности химических веществ.

Международные карты химической безопасности

В рамках Международной программы химической безопасности (МПХБ), основанной ВОЗ и МОТ, совместно с ЕС проводится работа по составлению, переводу и распространению Международных карт химической безопасности.

Карты представляют собой листы, на которых приведена информация о свойствах химических веществ, производимых промышленными предприятиями и применяемых в разных отраслях и в быту. Форма и содержание карт согласованы экспертами МПХБ. Информация излагается унифицировано. Карты написаны доступно для специалистов по охране труда, экологии, гигиене и токсикологии, для рабочих, техников и среднего медицинского персонала.

Карты содержат названия химических веществ в соответствии с международной номенклатурой, данные о физико-химических свойствах, степени опасности веществ, симптомах острой и хронической интоксикации, об экологической опасности, мерах по технике безопасности и первой помощи при отравлениях, а также об условиях хранения и утилизации. Однако в картах отсутствует информация, связанная с особенностями российского законодательства: не содержатся отечественные нормативы содержания веществ в различных средах, нет информации о пороговых концентрациях и классах опасности веществ, крайне мало данных о специфических действиях веществ и возможных отдаленных эффектах.

Сведения карт могут использоваться при подготовке материалов для государственной регистрации в рамках Российского регистра потенциально опасных химических и биологических веществ и для эколого-гигиенической сертификации продукции; для определения безопасных условий выброса и сброса химических веществ в окружающую среду, составления Технических условий (ТУ) и Паспорта безопасности вещества (материала), принятых в системе ГОСТ. В нашей стране нет формы для предоставления информации, аналогичной картам. Такая форма необходима при определении безопасных условий труда, реконструкции и строительстве предприятий, принятии экстренных мер в аварийных ситуациях.

В мире в настоящее время имеются карты более чем для тысячи веществ.

По проекту МОТ в сотрудничестве с Европейским Сообществом и национальными центрами МОТ и С15 Израильским институтом охраны труда и промышленной безопасности начато создание международных информационных листков опасностей по профессиям. Разработаны листки для таких профессий, как автомеханик, водитель грузоподъемника, пожарный, клепальщик, операционная сестра и т. д. Эти листки - многоцелевой источник информации, содержащий сведения об опасностях, риске и мерах по их предотвращению в конкретных профессиях.

Листки предназначены для тех, кто профессионально работает в области охраны здоровья и профилактики производственного травматизма на рабочем месте, включая производственных врачей и медсестер, инженеров по охране труда, гигиенистов, специалистов по обучению и информации, инспекторов, представителей работодателей и трудовых коллективов, руководителей служб охраны труда и других компетентных лиц.

В информационных листках в типовой форме перечисляют различные опасности, которым работник может подвергаться при нормальном течении работы, что позволяет предусматривать меры по предотвращению несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Цель листков - раскрывать весь диапазон опасностей, которым может подвергаться работник конкретной профессии. В них содержится информация по наиболее актуальным опасностям, относящимся к профессии, их подробное описание, предложения по мерам их предотвращения.

В дальнейшем представляемая информация может служить основой для разработки информационных и обучающих материалов (таких, как расписания, примерные контрольные перечни, своды правил по безопасности труда, предупредительные надписи), а также для разработки мероприятий по сокращению и ликвидации риска воздействия опасных факторов.

Директивы ЕС по химической безопасности, фразы риска и безопасности

В Евросоюзе (ЕС) действует ряд документов по оценке и управлению риском в области химической безопасности:

  • Основополагающая директива ЕС по классификации, упаковке и маркировке опасных веществ - Директива 67/548/ЕЕС. Она включает 15 классов опасностей, основанных на свойствах веществ, а также фразы риска и безопасности (В-фразы и 3-фразы), используемые для описания свойств химических веществ. Обозначение химических веществ этими фразами помогает получить информацию об их свойствах, что важно для потребителя. Приложения VII и VIII этой Директивы содержат требования по испытанию новых химичес-ких веществ; 7-е изменение этой директивы (Директива 92/32/ЕЕС) посвящено оценке риска новых химических веществ;
  • Директива 76/769/ЕЕС по ограничению маркетинга и использования некоторых опасных веществ предназначена для оценки риска в чрезвычайных случаях;
  • Регуляция (ЕЕС) № 793/93 для оценки риска имеющихся веществ, поставлявшихся на рынок до 18.09.81 и перечисленных в Европейском списке существующих коммерческих химических веществ (Е1ЫЕС5). Она включает четыре этапа оценки веществ: сбор данных, выбор наиболее приоритетных веществ, оценка риска, снижение риска.

Документы ЕС по управлению риском

Директива Евросоюза 98/24/ЕС о защите работников от рисков, связанных с химическими агентами. Эта Директива Евросоюза устанавливает общие требования, обязанности работодателя, запреты, медицинские наблюдения и др.

  • Директива 92/59/ЕЕС по общей безопасности продукции для временных ограничений в чрезвычайных ситуациях;
  • Директива 76/769/ЕЕС для отдаленных общих и целенаправленных действий;
  • Директивы, касающиеся пищевых продуктов, пестицидов, удобрений, медицинских препаратов, игрушек и т. д.

Вопросы репродуктивной токсичности в настоящее время отражены в нескольких разрабатываемых системах химической безопасности, таких как:

  • В ООН - Глобальная гармонизированная система классификации и маркировки химических веществ;
  • В Евросоюзе - Единая интегрированная система регистрации, оценки и разрешения химических веществ;
  • В МОТ и ВОЗ - Контроль применения химических веществ по их опасности.
  • В рамках Международной программы химической безопасности в 2003 г. ООН представила Глобальную гармонизированную систему классификации и маркировки химических веществ и смесей, опасных для здоровья человека и окружающей среды.

Основа классификации - весомость доказательств и вид неблагоприятных эффектов. Среди девяти классификаций имеется и классификация репродуктивной токсичности, подразделяемой на вредное действие на репродуктивную возможность или способность, а также вредное действие на развитие потомства. Вредное действие на или через лактацию также включено в репродуктивную токсичность.

По этой системе на фирмы, производящие, импортирующие и использующие химические вещества, возлагается обязанность оценивать риски при их использовании, что в оправданных случаях предполагает проведение новых испытаний и принятие необходимых мер по управлению выявленными рисками. Это перекладывает обязанность доказательства безопасности химических веществ, поставляемых на рынок, с общественных органов на промышленность. Результаты испытаний должны ограничивать опыты на животных. Новая система включает регистрацию информации о свойствах, областях применения и безопасном использовании химических веществ.

Требования к регистрации будут зависеть от объема выпуска вещества и вероятности воздействия на людей и окружающую среду. Предусмотрено поэтапное внедрение этой системы в течение 11 лет. Многотоннажные вещества требуют наибольшего количества данных, и их следует регистрировать первыми, а малотоннажные можно регистрировать позже. Такие требования снизят нагрузку на малые и средние предприятия.

Наиболее жесткий контроль будет введен для самых опасных веществ - канцерогенов, мутагенов и репродуктивных токсикантов, а также стойких или биоаккумулирующих веществ, включая эндокринные разрушители и стойкие органические загрязнители. Таких веществ в Европе насчитывают около 1400. Эти вещества подпадут под разрешительный режим и должны регистрироваться как можно раньше. Каждое использование такого вещества должно разрешаться особо. Решение будет основываться на оценке риска с учетом социально-экономических факторов.

Для регистрации других веществ, например, полимеров (используемых как сырье для пластмасс, детергентов и др.), для промежуточных веществ требования будут ниже. При малом риске воздействия эти вещества будут освобождаться от регистрации.

На государства - члены ЕС будет возложена ответственность за оценку веществ, которая включает рассмотрение регистрационных документов, а также проверку применения ВЕАСН на собственной территории. Они могут предлагать дополнительные ограничения использования веществ по данным углубленной оценки риска, но окончательное решение в таких случаях будет принимать ЕС. Контроль применения химических веществ по их опасности обсуждался уже на двух международных конференциях и в настоящее время апробируется в ряде стран. Система не предусматривает замера концентраций на рабочих местах и сравнения с нормативами. Она рассчитана на использование в малых и средних предприятиях менеджерами и специалистами по охране труда с учетом специфики отраслей и предусматривает, прежде всего, организационно-технические мероприятия (вентиляция, СИЗ и др.).

Этические вопросы химической безопасности

ЮНЕП разработал «Кодекс этики в международной торговле химическими веществами». Кодекс устанавливает принципы и общие положения, регулирующие нормы поведения для содействия экологически безопасному использованию химических веществ в международной торговле. Эти нормы поведения охватывают все сферы производства и использования химических веществ с учетом их полного жизненного цикла. Кодекс дает определения «запрещенных», «строго ограниченных» и «опасных» химических веществ. Он соответствует всем действующим документам МОТ, ВОЗ, ФАО, ЮНЕП, ОЭСР и др.

В кодексе есть раздел по снижению риска: «Производители и разработчики химических веществ:

а) насколько это практически возможно, прилагают все разумные усилия для снижения риска...

с) в соответствующих случаях прекращают производство и торговлю и отзывают продукцию, когда эта продукция сопряжена с наличием недопустимого риска... Промышленность стремится по возможности уменьшить количество используемых опасных химических веществ...».

Кодексом предусмотрены процедуры контроля за добровольным соблюдением заложенных в нем норм поведения.