Ростехнадзор, итоги 2013 г - характеристика состояния промышленной безопасности - часть 4

Итоги деятельности Центрального управления Федеральной службы по экологическому,технологическому и атомному надзору 

Объекты металлургической и коксохимической промышленности.

В  течение 12 месяцев 2013 года контрольная (надзорная) деятельность за состоянием промышленной безопасности на металлургических и коксохимических  предприятиях и производствах осуществлялась в соответствии с «Планом проведения плановых проверок Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2013 год, обобщённым и размещённым на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ», а также и ежемесячными Планами работ Центрального управления Ростехнадзора, была направлена на реализацию требований Федерального законодательства, норм и правил в области промышленной безопасности  опасных производственных объектов.

Надзор за соблюдением требований промышленной безопасности предприятиями, эксплуатирующими опасные производственные объекты металлургических и коксохимических предприятий и производств осуществляется межрегиональным отделом по надзору за производством горных и взрывных работ, металлургическому надзору и за объектами специального подземного строительства, в составе: начальник отдела, главный государственный инспектор, старший государственный инспектор, два государственных инспектора.

При осуществлении своих государственных функций отделом особое внимание уделялось выполнению директивных указаний, распоряжений, приказов Центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Центрального управления Ростехнадзора, а также работа по обращениям органов исполнительной власти.

По результатам плановых и внеплановых проверок, на основании ст. 19.4.1 часть 2 КоАП за уклонение от проведения проверки, сотрудниками отдела были направлены  материалы на ООО «МеталлИмпорт», ОАО «ЧАРЗ», ООО «Фест», ООО «СЛЗ», ООО «Алхан» для рассмотрения мировыми судьями по месту нахождения юридических лиц.

По Московской, Тверской, Смоленской, Ярославской, Владимирской, Кастромсой, Ивановской, Калиниградской областям число поднадзорных организаций (юридических лиц), осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности  при эксплуатации металлургических и коксохимических предприятий и производств составляет – 113.       

В связи со вступившими в силу изменениями законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности опасных производственных объектов (далее ОПО), поднадзорными предприятиями ведется работа по перерегистрации ОПО в государственном реестре ОПО, в связи с чем сокращается количество поднадзорных предприятий. На основании этого вносятся необходимые изменения в «План проведения плановых проверок Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2013 год».

Планирование работы отдела в отчётном периоде осуществлялось в соответствии с законодательными актами и руководящими документами, а также в соответствии с Положением об Отделе.

При планировании работы учитывался анализ причин аварийности и травматизма на предприятиях, подконтрольных металлургическому надзору, анализ состояния промышленной безопасности по ранее выданным предписаниям, отчетам производственного контроля, информации об устранении выявленных при обследованиях нарушений, информации об инцидентах на объектах.

Методика надзорной и контрольной работы отдела заключается в организации проведения проверок (плановых, внеплановых) состояния промышленной безопасности на поднадзорных предприятиях, выполнения лицензионных требований и условий, конкретных целевых вопросов по Указаниям Федеральной службы, анализе состояния промышленной безопасности опасных производственных объектов, выявлении проблемных вопросов безопасности и разработке соответствующих мер по повышению уровня промышленной безопасности, контролем за их реализацией.

За отчётный период было  проведено 147 проверок предприятий, где выявлено  565 нарушений требований промышленной безопасности.

Проведение проверок позволяет оценить эффективность, организованных на предприятиях систем Производственного контроля.

Основными тенденциями за отчетный период являются:

-  продолжается износ технологического оборудования металлургических производств, т.к. владельцы большинства предприятий вкладывают недостаточные финансовые средства в модернизацию, реконструкцию и замену оборудования;

         - предприятия испытывают нехватку высококвалифицированных специалистов;

-здания, в которых размещены металлургические производства, в основном эксплуатируются по 20 - 30 и более лет (многие здания довоенной постройки прошлого века).

          В соответствии со ст. 11 Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997.                  «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» на предприятиях разработаны и согласованы с Управлением Положения о производственном контроле.

Ежеквартально и по итогам года предприятия отчитываются по функционированию систем производственного контроля.

На ряде предприятий основным недостатком при этом является формализм и недостаточная требовательность руководителей предприятий по реализации ПК в части качества проводимых обследований и выполнению мероприятий по повышению уровня промышленной безопасности ОПО (ОАО «Балашихинский литейно-механический завод»).

Проведение проверок позволяет оценить эффективность, организованных на предприятиях систем Производственного контроля.

Усилена контрольная работа по выполнению поднадзорными предприятиями ранее выданных предписаний.

Качество представленных на регистрацию экспертиз промышленной безопасности удовлетворительное.

Анализ экспертных заключений специализированных организаций даёт возможность оценить техническое состояние опасных производственных объектов и их ресурс.

В отчётном периоде регистрация объектов в  государственном реестре опасных производственных объектов проводилась в соответствии с Административным регламентом, утверждённым Приказом Федеральной службы № 606 от 04.09.2007.

Лицензионная деятельность в отчетный период проводилась в соответствии с требованиями Федеральных законов № 116-ФЗ от 21.07.1997,  № 99-ФЗ от 04.05.2011 и «Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов», утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации № 492 от 10.06.2013.

Управлением предоставлено 12 лицензий на эксплуатацию взрывопожароопасных  производственных объектов металлургического надзора.

Все подконтрольные предприятия, имеющие опасные производственные объекты, имеют договоры страхования гражданской ответственности.

 Аттестация руководителей и специалистов в области промышленной безопасности, а также подготовка и аттестация рабочих поднадзорных организаций осуществляется в  соответствии  «Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» и «Положением об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», утверждённых Приказом  Ростехнадзора № 37 от 29.01.2007.

Профессиональная подготовка и аттестация рабочих поднадзорных организаций, на отдельных крупных предприятиях, осуществляется в учебных подразделениях предприятий (ОАО «Металлургический завод «Электросталь», ОАО «Ступинская металлургическая компания», ОАО «Коломенский завод»).        

Практически на всех поднадзорных предприятиях организована работа по подготовке персонала к действиям по локализации и ликвидации аварийных ситуаций. Разработаны планы ликвидации аварийных ситуаций, по которым согласно графикам регулярно проводятся учебно-тренировочные занятия и тревоги. На ряде крупных предприятий организованы профессиональные аварийно-спасательные формирования (ОАО «МОСКОКС», ОАО «Металлургический завод «Электросталь» и др.).

За отчетный период на поднадзорных предприятиях террористических актов не было.

С целью реализации мероприятий, направленных на обеспечение физической защиты и антитеррористической устойчивости на ОПО на всех предприятиях изданы соответствующие приказы и разработаны мероприятия по защите объектов. На ряде предприятий из числа специалистов и работников охраны созданы группы по действиям в условиях возможных террористических проявлений. Для исключения проникновения на территорию посторонних лиц ограничивается въезд транспорта сторонних организаций, осуществляется его досмотр.

Охрана предприятий, как правило, осуществляется специализированными охранными организациями. На некоторых предприятиях внедрена система видео-наблюдения (ОАО «СМК»; ОАО «Металлургический завод «Электросталь» и др.).

За 12 месяцев 2013 года на поднадзорных металлургических и коксохимических предприятиях и производствах произошел один несчастный случай с тяжелым исходом на ООО «Металлитмаш».

Группового травматизма на поднадзорных металлургических и коксохимических предприятиях зафиксировано не было.

За отчётный период металлургическим надзором применялись меры административного воздействия к нарушителям требований промышленной безопасности. Число дел об административных правонарушениях, возбужденных должностными лицами –64, общая сумма наложенных штрафов – 6 910 тыс. рублей.

Запланированная на отчётный период работа по контролю (надзору) выполнена в полном объеме.

Основным выводом о состоянии технических устройств, зданий и сооружений по результатам контрольной (надзорной) деятельности Управления за отчётный период является - материальная база, основные  фонды металлургических производств значительно устарели и физически изношены, обновление практически не происходит.

 

Предложения по совершенствованию надзорной деятельности.

Считаем необходимым разработку нормативных документов:

- по обследованию  поднадзорных металлургических производств;

- актуализировать документ «Правила безопасности при ремонте оборудования на предприятиях чёрной металлургии», утверждённых МЧМ СССР 14.02.1986г. (также с учётом предприятий цветной металлургии);

- актуализировать РД 11-126-96, в том числе, определить единую форму паспорта, технического журнала по эксплуатации на здания и сооружения.

 

Объекты газораспределения и газопотребления.

План работы отдела за 12 месяцев 2013 года выполнен в полном объеме.

За отчётный период отделом проведено 2208 обследования и проверок подконтрольных предприятий и организаций, при этом выявлено 13423 нарушений требований промышленной безопасности, «Правил безопасности систем газораспределение и газопотребления», Правил безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб, Правил охраны газораспределительных сетей, Правил безопасности при эксплуатации автомобильных автозаправочных станций и другой нормативно-технической документации в области промышленной безопасности.

      В подавляющем большинстве случаев выявления нарушений и выдача актов и предписаний, а также мер административного воздействия было достаточно для устранения нарушений в установленные сроки. На основании этого можно сделать вывод о правильности и своевременности выбранных мер воздействия.

     Проверки показали положительную динамику по вопросам приведения опасных производственных объектов газопотребления к требованиям норм и правил промышленной безопасности, в том числе проведение технического диагностирования оборудования с истекшим нормативным сроком эксплуатации.

     В настоящее время отдел осуществляет надзор за 5720 организациями (юридическими лицами), осуществляющими деятельность в области промышленной безопасности систем газораспределения и газопотребления, на которых эксплуатируется 80974 технических устройства и 90787,1 км наружных газопроводов.

     Практически во всех организациях функционирует и осуществляется производственный контроль, кроме вновь введенных в эксплуатацию ОПО и объектов, находящихся на консервации: разработаны и согласованы с Центральным управлением Ростехнадзора «Положения о производственном контроле», назначены специальные работники, ответственные за осуществление производственного контроля; на 28 предприятиях организованы службы производственного контроля.

         Анализ результатов проведенных обследований показал, что не менее 90% нарушений, выявленных при осуществлении производственного контроля, устраняется в установленные сроки.

     Эффективность работы производственного контроля на объектах  газового хозяйства  в целом можно оценить как удовлетворительную.

     Инспекторским составом было проведено 718 целевых проверок возможности выполнения соискателем лицензий лицензионных требований и условий при эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов.

Совместно с другими органами контроля проведено 18 проверок соблюдения требований промышленной безопасности.

По результатам проведенных отделом обследований организаций по соблюдению требований промышленной безопасности при эксплуатации ОПО, в том числе организации и проведения производственного контроля, за 12 месяцев 2013 года за допущенные нарушения действующих нормативных документов в области промышленной безопасности наложено 1157 административных штрафа, из них 633 - на должностных лиц, 511 - на юридических лиц и 13 - на индивидуального предпринимателя, на общую сумму 122701 тыс. рублей.

         Основные показатели надзорной и контрольной деятельности отдела за отчетный период  (12 месяцев 2013 года).

 Основные показатели

2013

Количество несчастных случаев

0

Количество аварий

1

Число проведенных обследований

921

Количество выявленных нарушений

6793

Запрещена эксплуатация оборудования

0

Количество рассмотренных экспертных заключений

4081

Количество не утвержденных экспертных заключений

244

Количество инцидентов на поднадзорных объектах

953

 Коэффициент эффективности (наруш./ обсл.) 

7,4

Количество государственных инспекторов, осуществляющих контрольные (надзорные) функции

49

 

  Контроль за строительством и ввод в эксплуатацию опасных производственных объектов газораспределения и газопотребления, за исключением газораспределительных систем, на которых используется, хранится природный газ под давлением свыше 1,2 МПа включительно или сжиженный углеводородные газ под давлением свыше 1,6 МПа включительно, проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, выдавшими разрешение на строительство объекта согласно статьи 55 «Градостроительного Кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 года № 190-ФЗ.

 

Калининградская область.

Характеристика поднадзорных производств и объектов.

Инспекторами газового надзора отдела по надзору за промышленной безопасностью по Калининградской области осуществляется надзор на 196 предприятиях и в организациях, выполняющих работы по проектированию, строительству, наладке и эксплуатации опасных производственных объектов газораспределения и газопотребления на территории Калининградской области.

На территории Калининградской области осуществляет деятельность одна газораспределительная организация: ОАО «Калининградгазификация», которая эксплуатирует около 2757,39км наружных газопроводов, 788 газорегуляторных пунктов и установок.  Города и населенные пункты области используют в качестве топлива природный,  нефтяной попутный и сжиженный углеводородный газы.

Операторами по поставке сжиженного углеводородного газа являются ОАО «Калининградгазификация», ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт» Калининградский филиал, ООО «АвтоГазСервис».

На поднадзорных предприятиях имеется 3 декларируемых объекта: это газонаполнительные станции сжиженного углеводородного газа ОАО «Калининградгазификация», ООО «АвтоГазСервис» и Калининградского филиала ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт». На указанных предприятиях разработаны декларации промышленной безопасности в установленном порядке.

 

Ярославская область.

Характеристика поднадзорных организаций и объектов.

Под контролем группы газового надзора находятся 311 организаций, в том числе:

- 502 опасных производственных объектов;

- 6598 технических устройств;

- 6 газораспределительных организаций, в том числе  ОАО «Ярославльоблгаз», ОАО «Яргазсервис», ОАО «Рыбинскгазсервис»; ОАО «Росстройгаз».

-208 промышленных предприятий,

-459 – газифицированных котельных,

-290 объектов сжиженного углеводородного газа, в том числе 1- ГНС (газонаполнительная станция), 3 ГНП (газонаполнительный пункт);

- 24 автомобильные газозаправочные станции;

- 270 резервуарных установок;

- 1163  поднадзорных ГРП, ГРУ, ШРП;

-    наружных газопроводов - 4187,5км, в том числе подземных газопроводов - 3122 км, полиэтиленовых газопроводов - 542,5км.

Наиболее крупные и потенциально опасные производственные объекты- Компании – ОАО «ТГК-2», «Группа ГАЗ» (ОАО «Ярославский завод дизельной аппаратуры», г. Ярославль ОАО «Ярославский моторный завод», г. Ярославль, ОАО «Тутаевский моторный завод», г. Тутаев), а также  ОАО «Ярославский техуглерод», г. Ярославль,  ОАО «Славнефть-ЯНПЗ им. Менделеева, Тутаевский район, ОАО «Славнефть-ЯНОС», г. Ярославль, ОАО «Ярославльоблгаз», г. Ярославль,  ОАО «Ярославская генерирующая компания», г. Ярославль, ОАО НПО «Сатурн», г. Рыбинск, ОАО «Сатурн-Газовые турбины», г. Рыбинск, ОАО «Яргортеплорэнерго», г. Ярославль, ОАО «ТЭСС», г. Ярославль, МУП «Теплоэнерго», г. Рыбинск, ЗАО «РОМЗ», г. Ростов-Великий.

 

Костромская область.

В системе газораспределения Костромской области эксплуатируется 3420,03 км наружных газопроводов, которые снабжают газом 267 предприятий и организаций, на которых эксплуатируются 3 тепловые электрические станции, 367 газовые отопительные и отопительно-производственные котельные и другие опасные производственные объекты систем газопотребления.

В области использования сжиженных углеводородных газов действует 170 объектов (2 ГНС, 17 АГЗС, 151 групповая резервуарная установка).

За отчетный период на подконтрольных газовому надзору объектах газораспределения и газопотребления Костромской области аварий и несчастных случаев не зафиксировано.

Состояние промышленной безопасности опасных производственных объектов в целом удовлетворительное.

План проведения плановых проверок Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2013 год по проверкам газового надзора выполнен. Проведено 172 плановых и внеплановых проверок. Выявлено 473 нарушения, приостанавливалась эксплуатация 13 объектов. В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушения требований промышленной безопасности ОПО газовым надзором наложено 60 штрафов на юридических и должностных лиц на общую сумму 5000,3 тыс. рублей.

За 2013 год проведено 36 проверок подконтрольных предприятий в части соблюдения лицензионных требований (эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов, проведение экспертизы промышленной безопасности). По результатам проверок выданы предписания. Выявленные нарушения устраняются в установленные сроки.

В 2013 году было проведено 35 проверок соискателей лицензии.

Перед выдачей лицензий инспекторами газового надзора проводятся проверки (с выдачей акта) готовности предприятий (организаций) к выполнению лицензионных требований по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов. В одном случае (ООО «АгроМиг») было отказано в выдаче лицензии по причине неготовности соискателя лицензии к выполнению лицензионных требований при эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов.

По результатам 6 проверок копии материалов проверок направлены в Управление уголовного розыска Управления внутренних дел Российской Федерации по Костромской области для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 171 Уголовного кодекса РФ.

На крупных предприятиях, эксплуатирующих объекты газового хозяйства (ОАО «Газпром газораспределение Кострома», ООО «Костромагазресурс» и др.), разработаны планы мероприятий по проведению диагностики и замены оборудования ГРП (ШГРП), ГРУ котельных, подземных газопроводов, замены морально-устаревшего оборудования котельных.

В 2013 году проведена реконструкция 13 объектов сети газораспределения (техническое перевооружение 14 ГРП, замена 7 ШРП, установка систем телемеханики на 3 ШРП).

В 2013 году в структурных подразделениях ОАО «Газпром газораспределение Кострома» проведено 7 совместных учений по взаимодействию ОАО «Газпром газораспределение Кострома» со службами и организациями при локализации и ликвидации аварий на системах газораспределения и газопотребления.

Выполнение указанных мероприятий находится под контролем инспекторов газового надзора. Контроль осуществляется постоянно при проведении плановых и внеплановых обследований, при проверке работы служб производственного контроля предприятий.

Газовое оборудование (технические устройства), подземные газопроводы, здания и сооружения на ОПО систем газораспределения и газопотребления проходят экспертизу по истечении срока службы и в других случаях, предусмотренных нормативными документами. Инспекторами газового надзора при проведении обследований контролируется своевременность проведения экспертизы промышленной безопасности, а также наличие и выполнение графиков технической диагностики зданий и сооружений, газового оборудования и газопроводов.

В течение 2013 года рассмотрено и утверждено 665 заключений экспертизы промышленной безопасности. По результатам рассмотрения отказано в утверждении 12 заключений экспертизы промышленной безопасности.

Из объектов систем газораспределения и газопотребления Костромской области декларированию промышленной безопасности подлежит Костромская ГНС (эксплуатирующая организация ООО «Костромагазресурс»). Декларация промышленной безопасности Костромской ГНС разработана и прошла экспертизу промышленной безопасности.

Предприятия и организации, эксплуатирующие ОПО, заключают договора обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта. Инспекторами газового надзора при проведении обследований контролируется наличие договоров страхования и своевременность их заключения.

На большинстве предприятий эксплуатирующих опасные производственные объекты газоснабжения производственный контроль за безопасной эксплуатацией объектов организован и осуществляется удовлетворительно.

На предприятиях, эксплуатирующих ОПО, разработаны и введены в действие «Положения о производственном контроле».

На подконтрольных предприятиях разработаны и осуществляются мероприятия, направленные на обеспечение физической защиты и антитеррористической устойчивости ОПО. На опасных производственных объектах созданы системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии, на крупных объектах организовано видеонаблюдение за опасным производственным объектом с круглосуточным дежурством видеооператоров, заключаются договора на аварийное обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными формированиями. На объектах с постоянным присутствием персонала определен порядок допуска посторонних лиц на объекты, имеются ведомственные службы охраны или заключены договора с вневедомственной охраной или ЧОП. На ГРП ОАО «Газпром газораспределение Кострома»  принимаются меры по предотвращению проникновения на опасные производственные объекты посторонних лиц, внедрена система телеметрии, установлена система пожарно-охранной сигнализации, устанавливаются ограждения опасных производственных объектов. Вопросы защищенности опасных производственных объектов контролируются также и службами производственного контроля предприятий.

Готовность организаций к локализации и ликвидации аварийных ситуаций оценивается как удовлетворительная.

На опасных производственных объектах разработаны локализации и ликвидации аварий, планы взаимодействия служб различных ведомств, которые согласованы и утверждены в установленном порядке.

ОАО «Газпром газораспределение Кострома» создано собственное штатное аварийно-спасательное формирование на базе АДС Костромского участка газоснабжения.

Ивановская область.

Эксплуатацию поднадзорных объектов осуществляет  351 организация, в том числе: 1 газораспределительная  организация.

В составе поднадзорных объектов эксплуатируются:

- 6767,58 км сетей газоснабжения;

- 4 тепловые электрические станции,

-1 газонаполнительная станция СУГ – декларируемый объект,

-23  автомобильных газозаправочных станции,

-2  резервуарные установки, сети газоснабжения и газопотребления.

 - 208 системы газопотребления предприятий;

- 355 систем теплоснабжения.      

На территории Ивановской области эксплуатируется один опасный производственный объект (газонаполнительная станция), подлежащий декларированию. Объект имеет действующую декларацию промышленной безопасности, декларация пересмотрена в 2012 году.

В специализированных организациях газового хозяйства ОАО «Газпром газораспределение Иваново», ООО «Иваново СГ-Сервис», а также в МУП «Объединённые котельные и тепловые сети» г.Кинешма и других организациях имеющих свою газовую службу разработаны «Планы взаимодействия служб и организаций при аварии на опасном производственном объекте», которые согласованы со всеми службами (ГО и ЧС, УВД, пожарными службами, службами скорой помощи) и утверждены Главами администраций территориальных образований Ивановской области.  На базе аварийно-диспетчерской службы филиала ОАО «Газпром газораспределение Иваново» созданы нештатные аварийные спасательные формирования. Аварийно-диспетчерская служба ОАО «Газпром газораспределение Иваново» оснащена автоматизированными системами телеметрии «Акситех» и «Мегаполис» посредством которых отслеживаются технологические параметры в 39 ГРП (ШРП, ПГБ) и 90 катодных станций. Начаты работы по пересмотру Планов мероприятий по локализации и ликвидации аварий.

В ООО «Иваново СГ-Сервис»,   ОАО "ТГК-6" Ивановский филиал,           ООО «Палехская мануфактура» имеются нештатные формирования по локализации и ликвидации аварийных ситуаций.

Для локализации и ликвидации аварийных ситуаций в газовых хозяйствах городских и сельских поселений при газораспределительной организации ОАО «Газпром газораспределение Иваново»  создана аварийно-диспетчерская служба.  Места дислокации  определяются зоной обслуживания и объемом работ с учетом обеспечения прибытия бригады АДС к месту аварии за 40 минут.

В МУП «Объединённые котельные и тепловые сети» г.Кинешма создана собственная аварийно-диспетчерская служба для локализации и ликвидации возможных аварийных ситуаций на газопроводах и газовом оборудовании 19 котельных предприятия. АДС оснащена автомашиной, индивидуальными средствами защиты, приспособлениями, инструментами и приборами. АДС работает круглосуточно. С работниками АДС проводятся учебно-тренировочные занятия согласно графику, с выездом  на котельные предприятия. В соответствии с планами локализации и ликвидации аварийных ситуаций, утвержденными и согласованными в установленном порядке на предприятиях проводятся учебно-тренировочные занятия.

С целью повышения противоаварийной устойчивости объектов  продолжаются работы по оснащению аварийно-диспетчерской службы филиала ОАО «Газпром газораспределение Иваново» автоматизированными системами телеметрии. На настоящий момент посредством систем «АКТЭЛ»  и «Мегаполис-ТМ» диспетчер круглосуточно отслеживает технологические параметры  в двадцати пяти ГРП (ШРП, ПГБ) и 35 катодных станций. В 58 полностью автоматизированных котельных диспетчеризация контрольных параметров осуществляется посредством спутниковой  связи.  Кроме технологических параметров телеметрическими системами также контролируется несанкционированное проникновение на объекты.

 

Аварийность и травматизм.

10 ноября 2013года произошел взрыв газовоздушной смеси в помещении газорегуляторного пункта (ГРП) по адресу: Пушкинский район, Московской области, пос. Росхмель, обеспечивающий газоснабжение  жилых домов посёлка Росхмель. В результате аварийно-восстановительных работ было прекращено газоснабжение 50 жилых домов частного сектора и 500 квартир многоэтажных домов  пос. Росхмель. В связи с необходимостью проведения пожарно-технической экспертизы ГРП, технического диагностирования технических устройств, установленных в ГРП, обследование здания ГРП и целостности конструкций здания ГРП для установления обстоятельств и причин аварии было принято решение о продление срока технического расследования причин аварии до 21.01.2014 года.

Анализ обобщенных причин из актов расследований инцидентов показал, что за 12 месяцев 2013 года на опасных производственных объектах систем газораспределения ГУП МО «Мособлгаз» произошло инцидентов (отказов или повреждений технических устройств) – 896, из них:

- отказы или повреждения технических устройств – 578;

- отклонения от режима технологического процесса – 318.

 

Смоленская область.

За отчетный период на поднадзорных объектах аварий и несчастных случаев со смертельным исходом не зарегистрировано.

Информация об инцидентах, произошедших за 12 месяцев 2013 года приведена ниже.

1. В 0 час. 36 мин. 30.01.2013 в п. Кощино Смоленского района Смоленской области из-за срабатывания предохранительного сбросного клапана в результате повышения давления повышения после регулятора на ГРП отключена подача газа потребителям.

Причина — выход из строя (нарушение герметичности мембраны) регулятора давления, отключен газопровод низкого давления, нарушено газоснабжение 97 индивидуальных жилых домов, 45 многоквартирных жилых домов, 7 административных зданий. Время отключения составило 14 ч. 26 мин.

2. 22.04.2013 в 09 час. 40 мин. в дер. Зимницы Сафоновского района Смоленской области произошла остановка регулятора ПРГ, нарушено газоснабжение 85 жилых домов. Работы по восстановлению газоснабжения осуществляло ООО «Техно Сервис». Время отключения составило 6 ч. 45 мин.

3. 23.05.2013 в 13 час. 45 мин. при проведении несогласованных земляных работ ООО «Монолит Плюс» по ул. Краснинское шоссе в г. Смоленск произошло повреждение полиэтиленового наружного подземного газопровода Д=125 мм. Была прекращена подача газа к 13 ГРПШ, нарушено газоснабжение 13 частных предприятий. Время отключения составило 6 ч. 10 мин.

4. 14.06.2013 в 11 час. 30 мин.  при проведении несогласованных земляных работ ООО «Связьспецстрой» около дер. Демидовка Смоленского района Смоленской области  произошло повреждение полиэтиленового наружного подземного газопровода Д=160 мм. Была прекращена подача газа к 10 населенным пунктам, АБЗ в п. Лубня, прекращено газоснабжение около 1100 абонентов. Время отключения составило 6 часов 45 мин.

Кроме того, 1 инцидент был выявлен при проведении плановой выездной проверки сети газопотребления ООО «Антарестрансавто» - выход из строя котла с последующей заменой. Указанная организация не представила информацию об инциденте своевременно и скрывает обстоятельства инцидента по настоящее время, что было отражено в протоколе об административном правонарушении, составленном по результатам проверки и в последующем — в постановлении по делу об административном правонарушении.

2 инцидента произошли на ГУП ЛПЗ — 27.05.2013 дважды отсутствовала подача природного газа в ЭСПЦ.

Также 1 инцидент — повреждение сети газораспределения, был выявлен при проведении рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении ООО «Электромонтажгрупп». Вынесены постановления в отношении юридического и должностного лиц по ст. 9.10 КоАП РФ.

На ЗАО «Смоленскмебель-2» произошли следующие иницденты:

Службой производственного контроля выявлены неисправности трехходовых кранов на контлах №№6634, 6650, 6651; неисправные краны были заменены.

Службой производственного контроля выявлено нарушение окрасочного покрытия наружного афсадного газопровода; участок газопровода был зачищен и окрашен.

Службой производственного контроля выявлена сквозная коррозия и позднее — обрыв дымника на дымовой трубе №2. Дымник заменен.

 

Все инциденты расследуются в установленном порядке, административные меры воздействия отделом принимаются своевременно. На предприятии ГУП МО «Мособлгаз» разработаны мероприятия по устранению инцидентов, ведётся контроль за их выполнением.

Крупные промышленные предприятия имеют договоры с Управлением вневедомственной охраны ГУВД  Московской области по охране территорий предприятий.

Калининградская область.

На предприятиях эксплуатирующих опасные производственные объекты газораспределения и газопотребления организован производственный контроль. При этом на крупных предприятиях, таких, как ОАО «Калининградгазификация», ООО «Лукойл-Калининградморнефть», филиал «Калининградская ТЭЦ-2» ОАО «ИНТЕР РАО-Электрогенерация», ОАО ПСЗ «Янтарь» организованы отделы производственного контроля. В эксплуатирующих организациях разработаны и согласованы с органами Ростехнадзора Положения о производственном контроле.

Предприятия и организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты газораспределения и газопотребления, в отношении которых проведены проверки в 2013 году  застраховали ответственность за причинение вреда в результате аварии на опасных производственных объектах.

Основные проблемы, связанные с обеспечением безопасности и противоаварийной устойчивости поднадзорных предприятий и объектов. Общая оценка состояния безопасности и противоаварийной устойчивости поднадзорных предприятий и объектов.

Основными проблемными вопросами в эксплуатации опасных производственных объектов является их моральный и физический износ. В настоящее время на территории области эксплуатируется около 224,5 км газопроводов, отработавших нормативный срок. Из них проведена диагностика около 212,61 км с продлением срока эксплуатации.

Другой проблемный вопрос – это оснащение автоматикой регулирования и розжига газопотребляющих установок, введенных в действие до 2003 года, с целью исключения вмешательства персонала в процесс работы этих установок. Такие котельные составляют 9 % от общего числа.

Все газопотребляющие установки, имеющиеся на поднадзорных предприятиях оснащены автоматикой безопасности, помещения газоиспользующих установок - приборами контроля за загазованностью оксидом углерода и топливным газом.

Общее состояние безопасности и противоаварийной устойчивости на объектах газораспределения и газопотребления можно оценить удовлетворительно.

Оценка готовности к ликвидации и локализации последствий аварий. Основные проблемы профессиональных спасательных служб, обслуживающих поднадзорные предприятия и объекты.

Газораспределительная организация ОАО «Калининградгазификация» имеет в своем составе аварийно-диспетчерскую службу для локализации и ликвидации аварий в системах газораспределения и газопотребления области с соответствующими штатами и оснащением. Все другие предприятия и организации заключают договоры на оказание услуг аварийно-диспетчерских служб с ОАО «Калининградгазификация».

На всех предприятиях, имеющих опасные производственные объекты системы газопотребления, разработаны Планы локализации и ликвидации аварий. Кроме того, на указанных предприятиях и в организациях разработаны Планы взаимодействия со спецслужбами городов, включая аварийно-диспетчерскую службу ОАО «Калининградгазификация».

В ОАО «Калининградгазификация» проводятся учебно-тренировочные занятия со всеми спецслужбами городов области, включая подразделения МЧС.

Инспекторским составом за 12 месяцев 2013г. в ходе оперативных                               и комплексных обследований подконтрольных предприятий проводилась проверка состояния защищенности предприятий от террористических актов и выполнения разработанных мероприятий.

Организации эксплуатирующие опасные производственные объекты имеют договора с профессиональными аварийно – спасательными формированиями на обслуживание объектов. Часть организаций имеет собственные нештатные аварийно-спасательные службы.

При проведении проверок проверяется наличие у предприятий и организаций  резервов материальных и финансовых ресурсов для выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации аварийных ситуаций.

Проблемы профессиональных спасательных служб в 2013 году не выявлены.

 

Инспекторским составом по утвержденному плану отдела в ходе оперативных и комплексных обследований подконтрольных предприятий проводится проверка состояния защищённости предприятий от террористических актов, а также выполнение разработанных мероприятий.

Мероприятия, направленные на повышение уровня защиты опасных производственных объектов, включают в себя как меры организационного характера (разработка и пересмотр документов), так и инженерно-технического характера (совершенствование средств охранной сигнализации, сил охраны и т.п.). В целом, состояние защиты в большинстве поднадзорных организаций обеспечивает безопасность ОПО и исключает проникновение на них посторонних лиц. Как правило, объекты охраняются вневедомственной или ведомственной охранной.

По результатом проверок защищенности установлено, что в соответствии с приказом Госгортехнадзора России от 09.08.2000 года № 86 «Об усилении работ по антитеррористической  деятельности» на предприятиях проведена определенная работа по защите опасных производственных объектов от террористических актов, в том числе безопасность предприятий и их коммуникаций от террористических актов обеспечивается наличием на предприятиях: планов мероприятий по предотвращению террористических актов; договоров со специализированными службами для охраны ОПО; территории наиболее важных ОПО имеют ограждения, или обеспечен обход данных объектов по графику; большинство объектов обеспечены бесперебойной связью с выходом на диспетчерские пункты аварийных служб и охраны; при проектировании новых ОПО предусматривается установка камер наружного наблюдения.

Проверено наличие приказов о назначении ответственных лиц по проведению мероприятий по защите опасных производственных объектов от терактов, о работе пропускного режима на территорию предприятий, а также состояние освещения, средств связи, систем видеонаблюдения, ограничения допуска посторонних лиц на опасные производственные объекты.

Для выполнения задач в сфере контрольно-профилактической работы осуществления надзора за готовностью подконтрольными организациями эксплуатирующих опасные производственные объекты к действиям по предупреждению и локализации аварийных ситуаций проводится анализ следующих вопросов, а именно: наличие на предприятиях резервов материальных и финансовых ресурсов, для выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, создание собственных аварийно-спасательных формирований, нештатных аварийно-спасательных формирований, заключение договоров с организациями - исполнителями при отсутствии собственных профессиональных и нештатных аварийно-спасательных формирований

Готовность аварийно – восстановительных бригад (служб) ГУП МО «Мособлгаз» к выполнению своих функций в целом оценивается удовлетворительно. ГУП МО «Мособлгаз» имеет резерв финансовых и материальных ресурсов для выполнения работ по локализации и ликвидации аварийных ситуаций на объектах газового хозяйства.

ГУП МО «Мособлгаз» имеет собственное аварийно-спасательное формирование технически  оснащенное и аттестованное в установленном порядке на базе управления врезок ГУП МО «Мособлгаз».

Ряд организаций имеют собственные аварийно-спасательные формирования также прошедшие аттестацию в установленном порядке в профессиональном учебном учреждении МЧС России.

В том числе ряд предприятий заключают договоры на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными формированиями или со структурными подразделениями противопожарной службы МЧС России, в соответствие со ст.10 Федерального закона № 116 ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». 

Аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации по Центральному округу не запрашивались сведения по надзору и контролю за взрывопожароопасными  производственными объектами.

Основной проблемой по прежнему является физический износ основных фондов опасных производственных объектов систем газораспределения и газопотребления Смоленской области разный: в зависимости от типа оборудования, срока и режима эксплуатации, вида применяемых материалов, климатических условий эксплуатации, профессиональной подготовки обслуживающего персонала.

Средний физический износ основных фондов объектов газоснабжения составляет:

  1. для газопроводов 65 – 85% для г.Смоленска, 40 – 50% для районов области;
  2. для ГНС, АГЗС 70 – 90%;
  3. для котельных 30 – 75%;
  4. ТЭЦ, ГРЭС 70 – 85%.

Однако, износ газового оборудования отдельных котельных составляет 75 – 95%, и они эксплуатируются 25 – 30 лет практически без капитального ремонта. Замена изношенных основных фондов осуществляется крайне медленными темпами.

 

Взрывоопасные и химически опасные производства и объекты спецхимии.

 В январе отчётного периода произошла авария и несчастный случай со смертельным исходом в опытном промышленном производстве ОАО «Красноармейский НИИ механизации» (Московская область, г. Красноармейск, проспект Испытателей, д. 8).

Также зафиксирован тяжелый несчастный случай, произошедший с работником ООО «Управляющая компания ЗЛКЗ» 5 июня 2013 года. Причинами несчастного случая послужили: неудовлетворительная организация производства работ, неисправность устройства автоматического перелива, неукомплектованность штата предприятия.

Анализ состояния промышленной безопасности на опасных производственных объектах говорит об общей тенденции снижения уровня промышленной безопасности на химически опасных производствах и объектах, что обусловлено прогрессирующим износом основных фондов, технических устройств и сооружений, средний износ которых составляет 40-70% и более, а также недостаточным финансированием мероприятий по обеспечению промышленной безопасности.

Производственный контроль является основным элементом, влияющим на уровень промышленной безопасности организаций. Эффективность системы производственного контроля оценивается состоянием промышленной безопасности организации. В крупных производственных организациях и вертикально интегрированных компаниях, в которых активно внедряются системы управления промышленной безопасностью, системы производственного контроля.

В то же время анализ результатов контрольной и надзорной работы позволяет сделать вывод о недостаточной эффективности производственного контроля и низкой квалификации руководителей и специалистов на отдельных предприятиях, эксплуатирующих ОПО.

Руководители организаций с малой численностью персонала (небольшие  аммиачно-холодильные установки, объекты водоподготовки и водоотведения) в целях экономии финансов осуществление производственного контроля возлагают на работников организации как дополнительную нагрузку. При этом работа по осуществлению производственного контроля носит во многом формальный характер, эффективность его низкая. Отсутствие экономических стимулов также не позволяет добиться эффективности его осуществления.

Характерными недостатками организации производственного контроля являются: отсутствие разработанных планов проверок состояния безопасности производств; отсутствие анализа деятельности структурных подразделений организации; не дается оценка своевременности выполнения вскрытых нарушений службами производственного контроля в ходе предшествующих проверок; отсутствие финансового (оперативного) сопровождения руководителей организаций по своевременному решению установленных нарушений.

Экспертиза промышленной безопасности является эффективным инструментом в повышении промышленной безопасности опасных производственных объектов и позволяет проводить анализ возможных причин и факторов, способствующих возникновению и развитию аварийных ситуаций, а также прогнозирование последствий аварий и на базе этого разработку превентивных мероприятий по повышению безопасности эксплуатации ОПО.

В соответствие с Указанием Службы от 30.07.2010г. № 00-01-42/369 при проведении проверок Работниками отдела проверялось соблюдение порядка допуска к работам специализированных подрядных организаций. В Смоленской области деятельностью по  монтажу, наладке, обслуживанию и ремонту технических устройств на химически опасных производственных объектах занимается 5 специализированных организаций.

На основании постановления правительства от 09.09.1999 № 1025 и постановления правительства от 15.09.1999 г № 1040 и в соответствии с постановлением Коллегии Госгортехнадзора от 14.02.2000 г № 1 приказами по предприятиям назначаются ответственные за проведение проверок защищенности объектов от возможных терактов:

- определены оперативные группы по проверке пропускного режима территории;

- определены сроки проведения учебно-тренировочных занятий с работниками предприятия;

- определены лица ответственные за организацию и проведение проверок защищенности объектов;

- определен порядок взаимодействия с органами администрации, ФСБ, МВД, ГОЧС;

- защищенность опасных производственных объектов обусловлена наличием   охранно-защитных мер от проникновения на территорию посторонних лиц. Организации имеют собственную охрану или заключают договора с частными охранными предприятиями. Территории опасных производственных объектов огорожены, оснащены охранной сигнализацией,  видеонаблюдением.

Информация о состоянии надзорной деятельности и предложения по ее совершенствованию.

За 12 месяцев 2013 года  проведено 362 проверки, из них 129  плановых выездных проверок и 233 внеплановые проверки (154 проверки выполнения ранее выданных предписаний и 57 проверок возможности выполнения соискателем лицензии (лицензиатом)  лицензионных требований при осуществлении деятельности по эксплуатации опасных производственных объектов (ООО «АГАТ-АВТО Юг», ООО «Ступинский завод стеклопластиков» ООО «НПП «Антикор» и ООО «Метадинеа», ООО «Коломенские овощи» и др.).

По результатам проведенных проверок выявлено и предписано к устранению 986 нарушений требований промышленной безопасности. Назначен 141 административное наказание на сумму 14444 тыс. рублей, из них на юридические лица – 13499 тыс. рублей. Назначено 13 наказаний в виде административного приостановления деятельности (ООО «Данон», ЗАО «Ступинский химический завод», ООО «ТД «Восоптторг», ОАО «ОДИЛАК», ОАО «КОЛОМНА-ХОЛОД», ООО «Наро-Фоминский хладокомбинат»).

 

Калиниградская область.

Надзор осуществляется на 28 предприятиях, из которых 2-целлюлозно-бумажных, 2- предприятия водоподготовки, 1-предприятия, связанных с производством алкогольной продукции, 1 маслоэкстракционное производство, 2 предприятия, осуществляющее рафинацию и дезодорацию растительных масел, 3 предприятия эксплуатируют установки для получения азота из воздуха, 1 предприятие осуществляет деятельность по производству шпаклевок, лаков и красок, остальные предприятия эксплуатируют аммиачно-холодильные установки. МУП КХ «Водоканал», ОАО «Советский ЦБЗ» и ООО «Неманский ЦБК» (в настоящий момент оба целлюлозно-бумажных предприятия не функционируют) являются декларируемыми предприятиями, для которых в установленном порядке разработаны декларации промышленной безопасности.

За отчетный период проведено 31 проверка в отношении предприятий, эксплуатирующих химически опасные объекты, из них: 14 – плановых, 17 – внеплановых по выполнению ранее выданных предписаний, 2 – проверки соблюдения соискателями лицензий лицензионных требований и условий. В ходе проверок выявлено и предписано к устранению 27 нарушений требований промышленной безопасности. Наказание в виде временного запрета деятельности в отношении проверенных в отчетном периоде предприятий не применялось.

На территории Калининградской области имеются 4 декларируемых предприятия (ООО «Неманский ЦБК», ОАО «Советский ЦБЗ», МУК КХ «Водоканал», ЗАО «АЛКО НАФТА»), для которых разработаны декларации промышленной безопасности, прошедшие экспертизу промышленной безопасности и утвержденные в установленном порядке. За отчетный период, как и за аналогичный период прошлого года, новых декларируемых предприятий не появилось.

На всех поднадзорных предприятиях с персоналом проводятся учебные занятия и тренировки по возможным аварийным ситуациям, предусмотренными планами локализации и ликвидации последствий аварий.

Готовность предприятий к локализации и ликвидации последствий аварий определяется также наличием на предприятии собственного аварийно-спасательного формирования, аттестованного в установленном порядке или договора на обслуживание с профессиональным формированием.

Основная проблема состоит в следующем: обучение на спасателей и аттестация собственного формирования в Калининградской области не проводится, поэтому большинство предприятий не могут позволить себе иметь собственное аварийно-спасательное формирование, поэтому заключают договор на обслуживание с поисково-спасательным отрядом МЧС России по Калининградской области или ООО «Сервис безопасности» - единственной службами, аттестованными в установленном порядке. Указанные формирования расположены в Калининграде и имеют подразделения по области, но не во всех городах, где есть опасные производственные объекты (собственное формирование, аттестованное в установленном порядке, имеет МУП КХ «Водоканал», ЗАО «Содружество СОЯ» и ЗАО «АЛКО НАФТА»).

 

Для совершенствования надзорной деятельности предлагается:

Разработать нормативные документы, регламентирующие безопасную эксплуатацию технологических трубопроводов.