Специалист по охране труда

1 июля 2013  г. в квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих были внесены изменения, согласно которым из перечня были исключены должности «Начальник отдела охраны труда» и «Инженер по охране труда»  (приказ Минтруда России от 15.05.2013 № 205).

Взамен были введены новые должности -  «Руководитель службы охраны труда» и «Специалист по охране труда» (приказ Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 559н).

Так же введены новые квалификационные характеристики для указанных специалистов.

Согласно новым требованиям руководитель службы охраны труда должен иметь высшее профессиональное и дополнительное профессиональное образование в области охраны труда и стаж работы в области охраны труда – не менее пяти лет.

Специалист по охране труда должен получить высшее профессиональное образование по направлению «Техносферная безопасность», либо среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области охраны труда, а также иметь стаж работы в области охраны труда не менее 3 лет.

Подобные изменения были неоднозначно восприняты как работодателями, так и сотрудниками служб охраны труда.

Попытаемся разобраться обязан ли работодатель привести наименование должностей работников в соответствие с новыми требованиями.

Первой сложностью с которой сталкивается работодатель - является поиск сотрудников, получивших образование по направлению по «Техносферная безопасность». Такие специалисты, в настоящий момент, являются большим дефицитом на рынке труда. Так как количество ВУЗов, проводящих подготовку по новой специальности очень мало.

Так же, статьей 143 Трудового кодекса России, квалификационный справочник рассматривается как нормативный документ при установлении тарифных систем оплаты труда, тарификации работ и присвоении тарифных разрядов. Однако в статье 57 ТК РФ, отсутствует необходимость включать в трудовой договор требования к работникам, не выполняющим работы, не связанные с предоставлением компенсаций и льгот.

Как показала практика, все чаще на предприятиях и организациях в России можно встретить различные модификации названий должностей (например, «менеджер по охране труда»). Что ранее не вызывало вопросов у сотрудников трудовой инспекции.

Что вполне очевидно, так как первостепенное значение имеет обеспечение безопасных условий для работников, а не название должностей специалистов служб охраны труда. Тем более что должностные обязанности инженера и специалиста по охране труда практически полностью идентичны.

По указанным причинам поводить срочные корректировки в штатном расписание в данный момент не стоит.

Большую сложность вызывает наличие в квалификационной характеристике требования о получение дополнительного образования в области охраны труда.

В настоящий момент многие учебные заведения уже начали переподготовку руководителей и специалистов по охране труда. Продолжительность обучения по программе составляет около 500 часов. По окончанию обучения студенту выдаётся диплом государственно образца, с правом ведения деятельности в области охраны труда.

Стоимость такого обучения в некоторых регионах превышает 60 тыс. рублей. Что является значительной суммой для многих организаций.

Для избежания дополнительных расходов многие работодатели либо не проводят обучение специалистов, либо пытаются переложить бремя расходов на работников организации.

Основные обязанности работодателя, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров изложены в главе 31 Трудового Кодекса РФ.

В большинстве случаев решение о оплате обучения работника работодатель принимает только исходя из заинтересованности в услугах добросовестных специалистов. Кроме того, в настоящий момент на рынке труда отсутствует  альтернатива  (т.е.  специалисты, обладающих не только соответствующим образованием, но и опытом).

В большинстве случаев, переподготовка специалистов, с многолетним опытом, прекрасно знающих особенности предприятия, будет залогом поддержания системы охраны труда на должном уровне.

 

Категория: