Лечение неврозов
О психоанализе каждый что-нибудь да слышал, но мало кто знает, что это такое на самом деле. Впрочем, иногда нам кажется: чем непонятнее, тем лучше, тем скорее поможет. Поможет в чем? Ну, конечно, «решить все проблемы» - именно так и бывает зачастую написано в газетных объявлениях: «Опытный психоаналитик бесплатно поможет решить проблемы» - однако бесплатным бывает только сыр в мышеловке. Многие готовы потратить деньги даже на платные услуги психоаналитика - но будет ли польза? А вот это еще большой вопрос. Но чтобы толком во всем разобраться, начнем с того, что же такое психоанализ.
У этого слова - несколько значений: первое - учение о бессознательном, основанное австрийским ученым Зигмундом Фрейдом, и второе - метод психотерапии, предложенный им же.
Одно из основных понятий в психоанализе - вытеснение. Суть его в том, что человеческой психике свойственно постепенно выводить неприятные, тяжелые эпизоды на уровень подсознания. Там они оседают, но продолжа-ют негативно влиять на психику пациента или его физическое здоровье. Мучительные головные боли, различные комплексы, которые мешают полноценной жизни, нервные расстройства - причиной всего этого может быть скрытый конфликт, вытесненный в подсознание. Когда травмирующую ситуацию удается выявить, подвергнуть анализу, подчинить логике, пациент переживать и начинает выздоравливать. Основной инструмент психоаналитика - слово, и все лечение состоит из цепи бесед. Врач и пациент ведут долгие разговоры, основная тема которых - душевные переживания, взаимоотношения с окружающими - начиная с раннего детства. При этом от обоих требуется огромное терпение и стремление добиться успеха. Сеансы, кстати, не всегда приводят к желаемому результату - по самым разным причинам, например из-за того, что пациент внутренне сопротивляется, недостаточно откровенен и т. д. И уж, конечно, трудно ожидать результата, если вы обратились к автору такого, например, объявления: «Лечу запои. Проведу психоанализ».
Есть и такая категория людей, которым общение с психоаналитиком может принести вред, способствовать снижению волевых качеств. Получив совет раз, другой, они попадают в некую психологическую зависимость, а иногда и полностью утрачивают самостоятельность в принятии решений и уже просто шагу не могут ступить без своего психоаналитика, обращаясь к нему за консультацией по поводу выбора новой мебели, поведения любимой морской свинки и т. д. (Примеров в зарубежной литературе сколько угодно.)
Психоаналитики в России
Пора сказать прямо: психоаналитиков как таковых у нас нет. А если и есть, то исчисляются единицами. Просто-напросто потому, что долгие годы этот метод был у нас под запретом. В двадцатые годы у Фрейда появилось немало последователей в России, но затем они, как и приверженцы других взглядов, оказавшихся вне русла господствующей идеологии, подверглись гонениям. Только сейчас вновь появляются психоаналитические ассоциации, организуются циклы занятий для врачей. Психоанализ требует длительного обучения, опыт передается строго из рук в руки.
В Америке, чтобы стать психоаналитиком, необходимо после окончания медицинского колледжа пройти специальную стажировку, которая длится 5 - 8 лет. Неотъемлемой частью подготовки является прохождение сеансов психоанализа самим будущим аналитиком. А у нас - ни в России, ни в ближнем зарубежье - таких специалистов просто никто не готовил. Поэтому тот, кто гордо именует себя в газетном объявлении психоаналитиком, на деле может оказаться кем угодно: от инженера до учителя танцев.
И тут остается только удивляться, насколько же мы легкомысленны: выбор обоев для дачного домика может занять у нас гораздо больше времени, чем вопрос, кому доверить свое здоровье. В итоге - доверяем его первому встречному.
Проблема так называемого «дикого» психоанализа существует не только в России, но и во всем мире. Везде есть люди, которые, прочтя две-три книги Фрейда, полагают, что этого достаточно, чтобы открыть собственную практику. А если учесть, что народ у нас, с одной стороны, мало осведомлен о сути психоаналитического метода, а с другой - любит все новое и неизведанное, то такие «специалисты» могут морочить людям головы сколько угодно. Нередки случаи, когда они настолько проникаются проблемами своих пациентов, что предлагают им... вступить в интимные отношения. Любой психиатр знает, что пациенты очень часто испытывают симпатию или сексуальное влечение к своему врачу, но профессионалам заранее известно, как себя вести в таких случаях, они в состоянии использовать влюбленность для пользы терапии, не переходя при этом тонкую грань между платоническим и физическим.
Если единственная ваша проблема в том, чтобы выговориться, то вы, возможно, найдете в лице самозванного психоаналитика то, что искали, - внимательного слушателя, но если ожидаете от него серьезного анализа, помощи в решении жизненных проблем, - просто потеряете время и деньги. Из-за того, что доморощенный психоаналитик не в состоянии разглядеть элементарной психопатологии, бывают и трагедии. Видя в новом методе панацею, такой пациент прекращает принимать психотропные средства, в результате - его состояние ухудшается, и может потребоваться срочной госпитализация. Известны случаи, когда подобные больные кончали жизнь самоубийством. Тем, кто страдает тяжелыми психическими расстройствами, требуются особые модели психотерапии. Ни один серьезный психоаналитик не начнет проводить сеансы, прежде чем не определит, имеются ли органические причины душевного разлада, необходимо ли медикаментозное лечение и каков риск ухудшения состояния больного.
К сожалению, тем, кто берется врачевать души, не имея на то никаких оснований, неведомо золотое правило психиатрии: пациент, жалующийся на депрессию, не должен покидать кабинет врача до тех пор, пока тот не уяснит, насколько его состояние является тяжелым, а риск самоубийства - реальным.
По мнению президента- Российской психоаналитической ассоциации, профессора А. Белкина, многие наши проблемы лежат в сфере коммуникации, то есть общения. Большинство людей предпочитают говорить, а не слушать. По сути, мы не общаемся, а только произносим монологи - каждый о своем. Оказывается, это не физиологично, нарушает гормональный баланс, что может приводить к различным заболеваниям - диабету, гипертонии. Когда пациенту-гипертонику сказали, что причина его заболевания в том, что он слишком много и возбужденно говорит, поведение удалось скорректировать, и артериальное давление нормализовалось.
- На Западе психоаналитический бум давно прошел, - рассказывает доцент кафедры психиатрии факультета усовершенствования врачей Российского государственного медицинского университета А. Богдан.
Этот метод применяется там наряду с другими. Кстати, случаев, когда можно добиться излечения или улучшения состояния с помощью одного психоанализа, не так уж много. Психоанализ может оказаться эффективен в первую очередь при заболеваниях, в возникновении которых сыграла роль психическая травма. Это прежде всего неврозы, психопатии, так называемые «пограничные» состояния, функциональные сексуальные расстройства.
Психоанализ может выявить скрытую депрессию, которая стоит за чисто соматическими расстройствами - жалобами на неприятные ощущения в сердце, желудке, ведь известно, какое огромное влияние оказывает состояние нервной системы на весь организм в целом и на каждую клеточку его в частности.
- По международным канонам психоаналитиков у нас нет, - рассказывает профессор А. Белкин, - кстати, сам он - один из немногих, имеющих сертификат международного образца, - но методологию мы успешно используем в психодинамической психотерапии. В отличие от классического психоанализа, для которого необходимо три - пять сеансов в неделю в течение нескольких лет, она более демократична и предусматривает одну-две встречи в неделю в течение нескольких месяцев. Психодинамическая терапия, как и психоанализ, - это метод лечения психических расстройств. В ходе бесед врач выявляет характерные проблемы, возникшие у пациента в жизни. Вначале они могут и не осознаваться тем, кто обратился за помощью, но постепенно, в результате психотерапевтической работы, выходят на поверхность и многие их последствия становятся очевидными. Продолжительность лечения зависит от числа конфликтных зон, которые должны быть проработаны в ходе лечения.
Этот метод использует все приемы психоанализа, но имеет более узкую направленность, более сориентирован на то, что происходит в настоящее время.
Задача психодинамической терапии - не только изменить поведение пациента, чтобы он мог самореализоваться и жить в ладу с окружающим миром, но и помочь овладеть искусством самопознания, умением самостоятельно смягчать психологические трудности после того, как курс лечения окончится.
При необходимости в ходе психодинамической терапии могут применяться и лекарства, например пептидные гормоны, в частности, вазопрессин, не оказывающий побочных действий и стимулирующий память.
Данную методику могут использовать психиатры и психологи, прошедшие специальное обучение.
Психиатры, невропатологи всерьез обеспокоены масштабами, которые принял «дикий» психоанализ. Сейчас создаются две авторитетные комиссии по сертификации (одна - в Москве, другая - в Санкт-Петербурге), цель которых - отделить «зерна от плевел». Можно надеяться, что в скором будущем ориентироваться тем, кто решил испытать на себе достижения психоанализа, станет легче.А пока давайте проявим хоть немного здравого смысла и хорошенько подумаем, прежде чем пуститься в путешествие по закоулкам своей души: кого мы берем в проводники? Не получится ли так, что он не выведет нас к свету, но заведет в непроглядную тьму?
Из истории психоанализа
Когда Фрейд обнародовал свою теорию, на него посыпался град обвинений и насмешек. Один из самых злобных критиков называл ученого личностью чуть ли не патологической, ущербной, занятой исключительно собой, своими комплексами, а все конструкции психоанализа - не более чем итогом этих блужданий по задворкам собственной больной души. Но сегодня критиков Фрейда мало кто знает по именам, зато ни у кого не вызывает сомнения, что его теория открыла новые возможности не только в психиатрии, но и в познании и самопознании человеческой личности, оказала огромное влияние на литературу и искусство.Интересно, что русский оказался первым иностранным языком, на который были переведены труды Фрейда, а сам ученый считал Москву третьим городом по степени развития психоанализа в мире после Вены и Берлина. Это связано с тем, что российские врачи ориентировались в то время в основном на медицинские школы Германии, Австрии и Швейцарии. Вероятно, сказалось и влияние классической русской литературы, уделявшей большое внимание внутреннему миру человека. Интерес к проблемам бессознательного, иррационального задолго до открытий Фрейда проявился в произведениях Гоголя, Достоевского, Толстого.
У Фрейда были ученики и последователи, впоследствии отошедшие от него и основавшие собственные школы. Среди них - Карл Юнг, Альфред Адлер, Карен Хорни.
Адлер назвал свою систему «индивидуальной психологией» и средоточием всех проблем считал комплекс неполноценности, возникающий из-за физического или психического недостатка. «Неполноценность» вызывает стремление вопреки всему добиться успеха. По Адлеру, хромой Байрон и низкорослый Наполеон, возможно, не вошли бы в историю, не имей они своих недостатков. Но поскольку в большинстве случаев люди неспособны доказать свое превосходство в мире, где все держится на соревновании, это ведет к нервным расстройствам.
Юнг, назвавший свою систему «аналитической психологией», уделял значительное место аналитическим аспектам психики.
Карен Хорни считала главным в психоанализе не воспоминания детства, а конфликты настоящего времени. Она пыталась ввести в психоанализ новый метод - самоанализ аргументируя это тем, что классическая методика требует слишком много времени и дорого обходится, что делает ее недоступной для большинства людей.
Психоаналитические сеансы - удовольствие не из дешевых (в США их стоимость составляет примерно 200 $ в час), что всегда создавало почву для злоупотреблений.
Группа последователей Лакана (французская школа психоанализа) провозгласила сверхкороткий «псевдоментальный» сеанс «встреча -расставание», во время которого анализант просто быстро отдает аналитику деньги. Поскольку «бессознательное не имеет времени».
деньги можно отдавать очень быстро. По свидетельству очевидцев, такие «проявления бессознательного» имели подозрительно одинаковую длительность - семь минут, а ко времени обеда все «бессознательные» процессы почему-то затухали.
Сфера подсознательного часто приоткрывается в сновидениях. Многие соматические и психические расстройства начинаются с однотипных, повторяющихся снов. Чаще всего они бывают тягостными, неприятными, иногда - кошмарными. Это сны-предупреждения. Например, сны, в которых вы пытаетесь пролезть в узкую щель или вас кто-то душит, могут быть предвестниками заболеваний органов дыхания.
Зигмунд Фрейд проанализировал и записал тысячи сновидений невротиков, ставших основой его книги «Толкование сновидений».
Толкование снов в психоанализе совсем не похоже на чтение сонника, когда, водя пальцем по строчкам, узнаешь, что кошка привиделась к слезам, а сырое мясо - к болезни.
«У каждого человека, - писал Фрейд, - есть желания, о которых он не сообщает другим, и желания, в которых он даже не признается себе самому». Именно они и составляют большую часть сновидений, в каждом из которых есть явное и скрытое содержание. Чтобы выявить последнее, надо достаточно хорошо знать подробности жизни пациента, его взаимоотношений с окружающими. «Одно и то же сновидение, - предупреждал Фрейд, - у различных лиц и при различных обстоятельствах может открывать совершенно различные мысли».
При всем бесконечном разнообразии сюжетов есть и такие, которые снятся многим и поддаются общему толкованию. Это, к примеру, экзамены, - некоторые «сдают» их чуть ли не до пенсионного возраста. Причем такие треволнения проживают во сне только те, кто наяву успешно выдержал трудный экзамен, и никогда - те, кто на нем провалился. «Комплекс двоечника» напоминает о себе обычно тогда, когда мы чувствуем на себе груз ответственности, беспокоимся за исход какого-нибудь дела. Психоанализ трактует этот сон как утешение: не стоит страшиться завтрашнего дня, вспомни, как ты боялся экзамена и все-таки сдал его.