Отраслевое соглашение для мед.учреждений
В октябре 2013 года Минздрав и Профсоюз работников здравоохранения Российской Федерации заключили отраслевое соглашение по вопросам оплаты труда, режимов труда и отдыха, повышения квалификации работников, мер социальной поддержки, условий и охраны труда, развития социального партнерства. О том, какие условия включает в себя данное соглашение, расскажем в настоящей статье.
Отраслевое соглашение по федеральным государственным бюджетным и казенным учреждениям, находящимся в ведении Минздрава, на 2013-2016 годы (далее - Соглашение) является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения и устанавливающим общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений. Оно заключено между полномочными представителями работников и работодателей на отраслевом уровне социального партнерства в пределах их компетенции.
Соглашение содержит взаимные обязательства сторон по вопросам:
- оплаты труда;
- режимов труда и отдыха;
- занятости, повышения квалификации работников;
- условий и охраны труда;
- мер социальной поддержки;
- гарантий и компенсаций;
- гарантий социально-экономических и трудовых прав молодых работников и учащейся молодежи;
- развития социального партнерства;
- обеспечения гарантий прав профсоюза в сфере создания условий для осуществления деятельности выборными органами первичных профсоюзных организаций.
Соглашение является обязательным для выполнения как работниками, так и работодателями и не ограничивает права последних в расширении социальных гарантий и мер социальной поддержки работникам при наличии собственных средств для их обеспечения.
Оно состоит из 11 разделов. Остановимся на некоторых из них.
Оплата труда в медицинских учреждениях
В соответствии с Соглашением остаются приоритетными обещания Президента РФ об оплате труда, данные им в Указе от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики". При этом обе стороны Соглашения обязались проводить мониторинг ситуации по достижению целевых значений соотношения средней заработной платы работников, повышение оплаты труда которых предусмотрено названным указом.
Вторым по значимости моментом для сторон стал эффективный контракт. В частности, п. 3.1.2 Соглашения рекомендовано создавать условия для оплаты труда на основе эффективного контракта с работниками в зависимости:
- от результатов и качества их труда;
- от заинтересованности в эффективном функционировании структурных подразделений, повышении качества оказываемых услуг.
Для этого следует заключать дополнительные соглашения с работниками учреждений в целях конкретизации трудовых функций по соответствующим должностям, установления показателей, критериев, условий и размеров осуществления выплат стимулирующего характера.
Для успешной реализации перехода на эффективный контракт стороны обязались проводить разъяснительную работу в части совершенствования системы оплаты труда и оформления трудовых отношений с работниками на основе эффективного контракта (п. 2.1.3 Соглашения), а работодатели - установить дифференциацию оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности, на основе оценки сложности труда работников, оптимизации структуры заработной платы и штатной численности работников.
Отметим, что дифференциация оплаты труда основного и прочего персонала, оптимизация расходов в части административно-управленческого и вспомогательного персонала с учетом предельной доли расходов на оплату их труда в фонде оплаты труда учреждения должна составлять не более 40%. Установленная или измененная заработная плата (без учета премий и иных стимулирующих выплат) в силу п. 3.2.4 Соглашения должна быть не меньше заработной платы (без учета премий и других стимулирующих выплат), выплачиваемой работникам до ее изменения, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.
Также не осталось без внимания установление систем оплаты труда в бюджетных и казенных учреждениях, подведомственных Минздраву. В частности, системы оплаты труда работников названных учреждений, включающие размеры окладов (должностных окладов), выплаты компенсационного и стимулирующего характера, а также системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных государственных бюджетных и казенных учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583, и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Особое внимание уделено установлению размеров отдельных выплат.
1. Оклады (должностные оклады). Пунктом 3.2.5 Соглашения определено, что размеры окладов (должностных окладов) работников должны устанавливаться на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы. При этом фиксированный размер оклада подлежит включению в трудовой договор.
Относительно размеров должностных окладов заместителей руководителей и главных бухгалтеров сказано, что они должны быть на 10-30% ниже должностных окладов руководителей (п. 3.2.9 Соглашения).
Примечание. Размеры выплат компенсационного характера предусматриваются в трудовом договоре с работником.
2. Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда. Оплата труда таких работников должна производиться в повышенном размере. Конкретные размеры повышения заработной платы устанавливаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, предусмотренном ст. 372 ТК РФ, и не могут быть ниже 4% тарифной ставки (оклада), определенной для различных видов работ с нормальными условиями труда .
3. Оплата работы в ночное время. Напомним, что ночным считается время с 22 до 6 часов. Работа в это время должна оплачиваться также в повышенном размере - не менее 20% часовой тарифной ставки (оклада, должностного оклада) за каждый час работы в ночное время. При наличии финансовых средств данная доплата может быть установлена в размере до 50%. А работникам, оказывающим экстренную, скорую и неотложную медицинскую помощь, за работу ночью можно доплачивать до 100% (п. 3.2.7 Соглашения).
В любом случае конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным или трудовым договором, локальным нормативным актом.
4. Выплаты стимулирующего характера. Размеры данных выплат устанавливаются с учетом разрабатываемых в учреждении показателей и критериев оценки эффективности труда работников коллективными договорами и локальными нормативными актами. Конкретные размеры выплат стимулирующего характера и условия их осуществления предусматриваются в трудовом договоре (п. 3.2.8 Соглашения).
Размеры выплат стимулирующего характера заместителям руководителей учреждений должны определяться с учетом показателей эффективности работы, устанавливаемых руководителем.
Обратите внимание! В силу п. 3.2.12 Соглашения работодатели обязаны обеспечить индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, направленную на увеличение размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов).
Режимы труда и отдыха медицинских работников
В разделе IV Соглашения стороны определили особенности режимов труда и отдыха работников учреждений, подведомственных Минздраву. Так, в соответствии со ст. 350 ТК РФ устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 39 часов в неделю. При этом в зависимости от должности или специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется согласно Постановлению Правительства РФ от 14.02.2003 N 101 и иным нормативным правовым актам.
Обратите внимание! На основании п. 4.1.4 Соглашения работодатели имеют право привлекать работников к работе за пределами продолжительности рабочего времени, установленной для выполнения данными работниками сверхурочной работы в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом, или (с их согласия) работы по совместительству, оформленной по отдельному трудовому договору.
Порядок привлечения работников к работе в выходные, нерабочие праздничные дни регламентируется трудовым законодательством, как и порядок установления продолжительности рабочего времени при работе ночью.
Про ежегодные оплачиваемые отпуска скажем лишь то, что предоставляются они на общих основаниях в соответствии с утвержденным графиком отпусков, а п. 4.6 Соглашения гарантировано право на такой отпуск работникам, имеющим детей-инвалидов, в удобное для них время. А вот дополнительным отпускам уделим особое внимание.
Пунктом 4.2 Соглашения определено, что ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются:
1) работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - в соответствии с приложением к коллективному договору, разработанным с учетом:
- Приказа Минздрава РФ N 225, Минобороны РФ N 194, МВД РФ N 363, Минюста РФ N 126, Минобразования РФ N 2330, Минсельхоза РФ N 777, ФПС РФ N 292 от 30.05.2003 ;
- Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 N 870;
- Постановления Правительства РФ от 06.06.2013 N 482 ;
- Постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 ;
2) за непрерывный стаж работы (свыше трех лет) - продолжительностью три дня. Такой отпуск полагается также врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей);
3) за наличие ученой степени доктора наук - продолжительностью 48 рабочих дней, кандидата наук - 36 рабочих дней в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 949;
4) за работу в режиме ненормированного рабочего дня - в соответствии с коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка (не менее трех календарных дней);
5) за работу в районах Крайнего Севера - продолжительностью 24 календарных дня, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 16 календарных дней, в остальных районах Крайнего Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, - восемь календарных дней (п. 4.2.6 Соглашения).
Пунктом 4.4 Соглашения работодателям предоставлено право помимо ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков, предусмотренных трудовым законодательством, предоставлять работникам иные дополнительные оплачиваемые отпуска, размер и порядок оплаты которых определяются коллективным договором.
Иные значимые положения Соглашения
В разделе V Соглашения установлены обязанности работодателя в части содействия занятости и повышению квалификации работников. Например, для соблюдения норм трудового законодательства в части предоставления гарантий высвобождаемым работникам и соблюдения сроков уведомления о таких действиях профсоюзных и иных органов определены критерии массовости высвобождения работников, поскольку в силу ст. 82 ТК РФ такие критерии определяются именно отраслевым или территориальным соглашением:
а) ликвидация учреждений, подведомственных Минздраву, любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек;
б) сокращение численности работников или штата в количестве:
- 25 и более человек в течение 30 календарных дней;
- 200 и более человек в течение 60 дней;
- 300 и более человек в течение 90 дней.
Кроме того, п. 5.2 Соглашения работодателям рекомендовано включать в коллективные договоры с учетом финансово-экономического положения следующие льготы и преимущества для работников:
- оказание материальной помощи высвобождаемым работникам при наличии двух и более иждивенцев, а также лицам, в семье которых нет работников с самостоятельным заработком;
- выплату компенсации при увольнении сверх выходного пособия, установленного трудовым законодательством;
- выплату единовременного пособия в случае высвобождения работника за два года (и менее) до наступления пенсионного возраста и др.
К сведению. Работодатели должны предоставлять время для поиска работы сотруднику, предупрежденному о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности работников или штата. Продолжительность этого времени определяется соглашением, заключенным с работодателем, или коллективным договором (п. 5.3.2 Соглашения).
В разделе VII Соглашения сказано, что в силу ч. 4 ст. 337 ТК РФ работодатели отчисляют денежные средства первичной профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу до 0,2% поступлений от оказания (выполнения) учреждением услуг (работ), относящихся в соответствии с уставом учреждения к основным видам его деятельности, которые предоставляются физическим и юридическим лицам на платной основе, а также от иной приносящей доход деятельности.
Условия и порядок расходования указанных средств определяются в коллективном договоре. При этом работодателю придется согласовывать с соответствующим выборным органом первичной профсоюзной организации формирование и распределение средств на социальные нужды учреждения:
- на оплату летнего и зимнего отдыха детей работников. Условия оплаты отдыха оговариваются в коллективном договоре учреждения;
- на дотацию оплаты посещения детьми работников, занимающих низкооплачиваемые должности, дошкольных учреждений;
- на выплату семье умершего (погибшего) работника в случае смерти, не связанной с исполнением трудовых обязанностей, единовременного пособия в размере, предусмотренном на эти цели коллективным договором.
Кроме того, в разд. VIII Соглашения определены гарантии социально-экономических и трудовых прав молодых работников и учащейся молодежи. В целях предоставления таких гарантий молодыми работниками считаются граждане в возрасте не старше 35 лет.
Примечание. Минздрав рекомендует работодателям при наличии средств от иной приносящей доход деятельности устанавливать дополнительные гарантии и компенсации работникам.
Для сохранения и развития потенциала учреждений, подведомственных Минздраву, повышения престижа профессии, эффективного участия молодых работников в рабочем процессе, обеспечения преемственности опыта, профессионального роста и социальной защищенности работников работодателям рекомендуется:
- проводить работу по формированию и обучению резерва из числа молодых работников на руководящие должности;
- закреплять наставников за всеми молодыми работниками в первый год их работы, а наставникам производить доплату;
- устанавливать при наличии финансовых средств ежемесячные надбавки в течение трех лет после окончания учебного заведения для молодых работников;
- осуществлять профессиональную подготовку и повышение квалификации женщин, вышедших из отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком, в течение первого года работы из числа молодых работников.
Работодатели совместно с первичными профсоюзными организациями могут решать вопрос о выделении средств на строительство общежитий и их капитальный ремонт (совместно с Советом ректоров медицинских и фармацевтических высших учебных заведений России).
Также предусмотрена возможность установления именных стипендий за отличную успеваемость, поощрения молодых работников за достижение высоких показателей в труде и активное участие в деятельности первичной профсоюзной организации, проведения конкурсов профессионального мастерства и спартакиад (п. 8.6.5 Соглашения).
* * *
В заключение отметим, что Минздрав и Профсоюз работников здравоохранения Российской Федерации предложили работодателям - учреждениям, подведомственным Минздраву, не участвовавшим в заключении Соглашения, присоединиться к нему. Напомним, что в силу ч. 8 ст. 48 ТК РФ, если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в Роструд мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования данного предложения.