Аннулирование действия лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
Лицензирование - одно из наиболее эффективных методов государственного регулирования экономической деятельности, защищающее права граждан и государства в сфере частноправовой деятельности.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на бумажном носителе. Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение соответствующей лицензии.
В силу п. 1 ст. 18 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Не подпадает под действие настоящего Закона деятельность по закупке этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях), а также розничная торговля.
Для эффективного государственного регулирования данной области экономической деятельности необходимо очень точное соблюдение правовых норм, касающихся производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Кроме того, согласно смыслу п. 2 ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция являются ограниченными в обороте объектами. В связи с этим чрезвычайно важно правильно понимать и применять нормы, относящиеся к вопросам лицензирования производства и оборота алкогольной продукции.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 154 "О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка" Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка является правопреемником Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы и Федеральной службы по тарифам в отношении всех обязательств в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе обязательств, возникших в результате исполнения судебных решений.
Согласно п. 5.3.2 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 154 "О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка" (далее - Положение), Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка осуществляет лицензирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
На основании п. 4 Положения Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Из правовых положений п. 3 ст. 20 Закона N 171-ФЗ следует, что действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулировано решением суда на основании заявления лицензирующего органа или решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти. При этом закрытый перечень оснований для аннулирования лицензии указан в вышеназванной статье Закона N 171-ФЗ.
Таким образом, обязанность направления заявления в суд или вынесения решения об аннулировании действия лицензии относится к полномочиям Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.
В соответствии с подведомственностью большая часть оснований для аннулирования действия лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции отнесены к компетенции арбитражного суда Российской Федерации.
Рассмотрим наиболее распространенные на практике основания для аннулирования действия лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно абз. 8 п. 3 ст. 20 Закона N 171-ФЗ повторное в течение одного года сообщение недостоверных сведений в декларациях об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей или повторное в течение одного года несвоевременное представление указанных деклараций в лицензирующий орган является основанием для аннулирования действия лицензии в судебном порядке.
В соответствии с п. 4 ст. 14 Закона N 171-ФЗ порядок представления деклараций и форма деклараций (за исключением порядка представления и форм деклараций о розничной продаже алкогольной продукции) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В связи с п. 4 и 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 858 "О представлении декларации об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" установлено, что организации обязаны представлять декларации об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции ежеквартально (за отчетный квартал), не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим периодом.
Согласно ст. 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлена ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременную подачу одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей, а на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 23.50 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.13 КоАП РФ, рассматриваются Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка.
В соответствии с вышеизложенным повторное в течение года привлечение к административной ответственности по одному из оснований, предусмотренных ст. 15.13 КоАП РФ, является поводом для аннулирования действия лицензии в судебном порядке.
Согласно абз. 5 п. 3 ст. 20 Закона N 171-ФЗ оборот алкогольной продукции без маркировки либо с поддельными марками является основанием для аннулирования действия лицензии в судебном порядке.
В соответствии с п. 2 ст. 12 Закона N 171-ФЗ алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками (далее - ФСМ). Указанные марки приобретаются организациями, осуществляющими производство такой алкогольной продукции, в государственных органах, уполномоченных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона N 171-ФЗ ФСМ и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, указанной в п. 2 настоящей статьи, осуществление контроля за уплатой налогов, а также являются носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе.
В соответствии с п. 3.1 ст. 12 Закона N 171-ФЗ ФСМ и акцизная марка должны содержать следующие сведения о маркируемой ими алкогольной продукции:
1) наименование алкогольной продукции;
2) вид алкогольной продукции;
3) содержание этилового спирта;
4) объем алкогольной продукции в потребительской таре;
5) наименование производителя алкогольной продукции;
6) местонахождение производителя алкогольной продукции;
7) страна происхождения алкогольной продукции;
8) подтверждение соответствия установленным требованиям качества и безопасности;
9) подтверждение правомерности использования на алкогольной продукции охраняемого в Российской Федерации товарного знака;
10) иные определяемые Правительством Российской Федерации сведения.
В силу п. 3.1 ст. 12 Закона N 171-ФЗ ФСМ и акцизная марка служат подтверждением соответствия алкогольной продукции установленным требованиям качества и безопасности.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" организация и проведение производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий являются не правом, а обязанностью юридических лиц. В соответствии с данными Законами производственный контроль проводится посредством проведения юридическими лицами, осуществляющими деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, организационных, агрохимических, ветеринарных, технологических, инженерно-технических, санитарно-противоэпидемических и фитосанитарных мероприятий по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам, материалам и изделиям, условиям их изготовления, хранения, перевозок и реализации.
Таким образом, оборот алкогольной продукции без маркировки либо с поддельными марками, а также с нарушением порядка нанесения обязательной информации на ФСМ образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов административного правонарушения, на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения, на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
Согласно абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ, рассматриваются судьями районных судов.
В связи с этим привлечение организации к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ, является основанием для аннулирования действия лицензии в судебном порядке.
Согласно абз. 9 п. 3 ст. 20 Закона N 171-ФЗ производство продукции, не соответствующей государственным стандартам, является основанием для аннулирования действия лицензии в судебном порядке.
Объектом противоправного посягательства являются требования государственных стандартов, технических регламентов, санитарных правил и гигиенических нормативов, соблюдение которых направлено на охрану здоровья, благополучия населения, в том числе на защиту прав потребителей.
Из ст. 25 и 26 Закона N 171-ФЗ следует, что алкогольная продукция, не соответствующая государственным стандартам и техническим условиям, считается находящейся в незаконном обороте, а ее реализация запрещена. В случае нарушения установленных запретов такая продукция подлежит изъятию, конфискации.
В соответствии с ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия.
В п. 1 ст. 25 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что реализуемая без соответствия государственным стандартам и техническим условиям алкогольная и спиртосодержащая продукция подлежит изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов. Такая продукция подлежит направлению на переработку или уничтожению на основании ч. 1 ст. 27.10 КоАП РФ.
Согласно п. 2 Положения о направлении на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2002 г. N 883, государственные органы, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право изымать из незаконного оборота либо исполнять решение о конфискации продукции, являющейся вещественным доказательством либо предметом административного правонарушения, передают такую продукцию на основании акта приема-передачи Российскому фонду федерального имущества (его отделениям) для направления ее на переработку в этиловый спирт для технических нужд либо в спиртосодержащую непищевую продукцию, а при невозможности осуществить такую переработку - на уничтожение.
Для подтверждения качества продукции возникает необходимость назначения независимой экспертизы соответствия отобранных образцов алкогольной и спиртосодержащей продукции требованиям государственных стандартов. Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов является основанием для привлечения организации к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.43 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей, на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.43 КоАП РФ, рассматривают судьи арбитражных судов.
Таким образом, привлечение организации к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.43 КоАП РФ, является основанием для аннулирования лицензии в судебном порядке.
Стоит заметить, что иные основания для аннулирования действия лицензии в арбитражной практике встречаются крайне редко. Кроме того, аннулирование действия лицензии возможно только при привлечении лица к административной ответственности. В связи с длительным рассмотрением административных материалов судами разных инстанций возникает противоречивая ситуация. Лицо, допустившее нарушение, являющееся основанием для аннулирования действия лицензии, преднамеренно подает жалобы на решение суда в вышестоящую инстанцию. Таким образом, рассмотрение подобных дел затягивается на годы.
По нашему мнению, наиболее распространенные на практике основания для аннулирования действия лицензии должны быть отнесены к компетенции лицензирующего органа, что обеспечит своевременное аннулирование лицензий недобросовестных участников алкогольного рынка.